21 января в России отмечается День аспиранта. Сегодня в интервью с Анастасией Гаристовой, аспиранткой 2 года обучения кафедры истории России новейшего времени исторического факультета ИАИ РГГУ, узнаем о преимуществах аспирантуры и о том, как молодому исследователю найти себя в науке.
Дата празднования Международного дня аспиранта связана с выходом в свет документов Совнаркома РСФСР, регламентирующих систему подготовки научных работников. Назывались эти документы «Положения о научных работниках вузов» и «Инструкции о порядке подготовки научных работников при НИИ и ВУЗах по прикладным, точным и естественным наукам». Оба документа были опубликованы 21 января 1925 г.
— Расскажите, как вы приняли решение поступать в аспирантуру?
— Я всегда считала аспирантуру естественным продолжением обучения, третьей ступенью образования. Поэтому у меня не было сомнений, что нужно идти дальше и получать знания в области своих научных интересов. Кроме того, возвращаться в стены родного университета всегда приятно.
— Какая у вас сфера научных интересов? Чему будет посвящена ваша диссертация?
— Начиная с докладов и курсовых работ на бакалавриате, основным руслом моих интересов являлась тема увековечивания памяти о Великой Отечественной войне. Собственно, в своей диссертации я решила не отступать от намеченного курса и продолжить развивать данную тематику. В этой работе я планирую обратиться к теме мемориализации с точки зрения деятельности поисковых организаций.
— Расскажите, как проходит обучение в аспирантуре? Чем оно отличается от обучения в магистратуре или на бакалавриате?
— Не могу сказать, что процесс обучения радикально отличается от остальных ступеней образования. Те же пары, те же зачеты и экзамены. Однако преподаватели относятся к тебе уже не как к студенту, а как к настоящему коллеге. Но кроме приятного самоосознания себя вхожим в академическую среду, это несет за собой и большую ответственность.
— Какие преимущества дает аспирантура молодому исследователю?
— Взаимодействие напрямую с профессорским составом дает невероятные преимущества в контексте приобретения ценнейшего опыта, а также оперативного получения информации о конференциях и круглых столах. Для профессионального роста в области науки лучшей возможности и не придумаешь. Кроме того, в аспирантуре предусмотрен ряд дисциплин, которые направлены именно на профильную подготовку научных кадров.
— К счастью, занятия в аспирантуре проходят по вечерам, поэтому не составляет никакого труда посещать их после работы. С другой стороны, нужно понимать, что если ты решаешь связать свою жизнь с научной деятельностью, то это будет занимать определенную часть личного времени.
— Вы являетесь участником проекта «Архивисты – участники Великой Отечественной войны». Расскажите, как возникла идея создания этого проекта? Какую цель вы ставили перед собой, начиная работу над проектом?
— Идея собрать информацию об участниках Великой Отечественной войны из числа студентов и преподавателей Историко-архивного института вынашивалась несколько лет. Это было достаточно естественным желанием, поскольку данные были разрозненными, что побудило начать по частичкам реконструировать судьбы бойцов. Однако к реализации в виде полноценного сборника данный замысел удалось привести только сейчас, благодаря инициативе Оксаны Антоновой, которая обратилась с предложением принять участие в конкурсе студенческих проектов.
— Как проходил процесс сбора информации о героях вашего исследования?
— Это был очень долгий и непростой процесс. Все началось с поиска по базам данных персоналий, обозначенных на мемориальной доске, которая висит в здании Историко-архивного института. Также немаловажным этапом стало изучение работ наших преподавателей, посвященных истории института, что дало почву для дальнейшего поиска. Изучались мемуары, архивные документы, фотографии, удалось даже пообщаться с родственниками одного из бойцов! Наша команда старалась подойти к этому поиску всеобъемлюще.
— Где и как применяется собранная в рамках проекта информация? Планируете ли вы продолжать работу над ним?
— Безусловно, работа не окончена. Предстоит еще долго уточнять, дополнять и выверять полученные данные. Однако на данном этапе сборник, в котором опубликована собранная информация, - это неплохой старт, ведь теперь есть задел, благодаря которому интересующиеся смогут узнать о бойцах, не выискивая информацию по крупицам.
— Какие рекомендации вы можете дать студентам, которые планируют связать свою жизнь с наукой?
— Главное понять, чем ты хочешь заниматься. Если тебе интересна твоя тема, то заниматься ей всегда будет только в радость, ведь каждый новый факт, полученный в ходе исследования - это большая драгоценность, дающаяся большим трудом.
Подготовка кадров высшей квалификации в РГГУ (до 1991 г. - в Московском государственном историко-архивном институте) имеет большой опыт и свои традиции. Аспирантура Историко-архивного института существует с 1932 г. В настоящее время в аспирантуре университета осуществляется подготовка аспирантов по 13 направлениям подготовки и 30 направленностям программ подготовки научно-педагогических кадров. В докторантуре университета представлено 18 научных специальностей. Подробнее...
Абхазский политический деятель Бадра Гунба встретился с московскими студентами в исторической аудитории РГГУ на Никольской, 15.
Помощник президента Владимир Мединский в интервью РБК рассказал о новых учебниках истории, идеологизации школы, образе Сталина, песнях Пугачевой и роли Гарри Поттера в формировании традиционных ценностей россиян.
И.о. ректора РГГУ Андрей Логинов вошёл в состав организационного комитета партии «Единая Россия» «Наша Победа», заседание которого состоялось 31 января.
Указом Президента Российской Федерации доктор филологических наук Игорь Алексеевич Шаронов, заведующий кафедрой русского языка ИФИ РГГУ, стал членом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов России.
«Нам надо сделать всё, чтобы память о наших героях, о наших дедах, прадедах жила и передавалась из поколения в поколение. Мы надеемся, что вместе с Русской православной церковью, с конфессиями сделаем всё, чтобы быть достойными памяти тех, кто отдал жизнь, предоставив нам возможность планировать будущее, рождать детей, воспитывать их и внуков», – обратился с приветственным словом к собравшимся Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин.
28 января состоялось заседание учёного совета, на котором был представлен новый проректор по развитию, озвучена программа «Научной платформы первого гуманитарного университета РФ», выдвинуты кандидаты в академики и члены-корреспонденты РАН, представлены к ученому званию доцента работники РГГУ, вручены награды, утверждены размеры выплат материального обеспечения и повышенной стипендии.
«Идея конференции родилась следующим образом: несколько лет мы проводили конференцию школьников в стенах Брестской крепости, соединяя историю Великой Отечественной войны с уникальной историей Брестского гетто, где сохранились анкеты с фотографиями всех узников гетто старше 14 лет», — обратился с приветственным словом к собравшимся сопредседатель центра «Холокост», директор МНОЦ истории Холокоста и геноцидов РГГУ Илья Альтман.
О вкладе Российского государственного гуманитарного университета в сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей в образовательной среде.
Об ожиданиях правительства Российской Федерации от РГГУ, становлении ведущего социогуманитарного вуза страны и перспективах для абитуриентов.
Дорогие друзья, поздравляю всех с нашим общим праздником — Днём российского студенчества.