РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




В РГГУ прошла VI Международная научная конференция «Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: диалог культур, традиция и современность»
30.12.2021

В РГГУ прошла VI Международная научная конференция «Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: диалог культур, традиция и современность»

В Российском государственном гуманитарном университете 22-23 декабря 2021 года в режиме онлайн прошла VI Международная научная конференция «Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: диалог культур, традиция и современность». Мероприятие было организовано факультетом истории искусства РГГУ (кафедра теории и истории искусства) совместно с Московской духовной академией (кафедра истории и теории церковного искусства).


С приветствием и вступительным словом к участникам конференции обратились декан факультета истории искусства профессор Владимир Колотаев и заместитель декана факультета истории искусства по научной работе профессор Александр Марков.

Конференция традиционно была посвящена исследованиям развития религиозного искусства Востока и Запада в достаточно широком интервале времени (от раннехристианской эпохи до творчества современных мастеров), при этом довольно много внимания было уделено рассмотрению иконографической проблематики, вопросам сохранности и стилистическому анализу памятников на материалах русского, византийского, еврейского, западноевропейского, арабского и китайского религиозного искусства. Целью форума было - собрание и совместная, взаимно обогащающая работа специалистов, занимающихся научными исследованиями вопросов стиля и иконографии произведений религиозного искусства различных географических и временных периодов.

В течение двух дней работы конференции было заслушано 40 научных докладов исследователей из России, Армении, Сирии и Иордании. При этом следует отметить, что большой вклад в работу конференции внесли преподаватели, студенты, магистры и выпускники факультета истории искусства РГГУ, представившие результаты своих исследований.

Модераторами на заседаниях конференции выступали доценты кафедры теории и истории искусства факультета истории искусства РГГУ Елена Хрипкова, Элина Швец, Марина Пивень и заведующая кафедрой теории и истории церковного искусства Московской Духовной Академии, доцент кафедры русского искусства ФИИ РГГУ Нина Квливидзе.

Вопросам эволюции жеста «Manus Domini» в античном искусстве был посвящен доклад Оксаны Кифишиной., этапы формирования и стилистические особенности росписей синагоги Дура Европос были рассмотрены в выступлении Анны Кузьминовой, а об истоках иконографии новгородской иконы Софии Премудрости Божией и связях этой иконографии с западноевропейскими образцами рассказала Нина Квливидзе. 

Росписи церкви монастыря Мар Муса аль Хабаши в Сирии были рассмотрены в докладе Екатерины Багинской, а анализ сохранности, стиля и иконографии фресок Татевского монастыря в Армении был проведен Манукян Сейрануш Сосовной. Вопросу интерпретации иконографической программы мавзолея Галлы Плацидии в Равенне был посвящен доклад Елены Хрипковой, иконографической проблематике были посвящены также доклады Ангелины Лебедевой, Ольги Казак, Михаила Рогова, Елизаветы Бастрикиной, Елены Забродиной, Елены Шаповаловой и др. Исследования иконографии и стиля каталонских фронталей XI-XIV веков были представлены в докладах Юлии Емелиной и Наталии Дядюновой. Выступление Марины Пивень было посвящено развитию и интерпретации ветхозаветной темы «Истории Эсфири» в искусстве Италии XV века.  Росписям замка Кусейн Амра в Иордании, традициям формирования исламского орнамента в эпоху Омейядов был посвящен доклад Игоря Орлова и Альшурмана Али Салема Хуссейна. Тему взаимных связей и влияний в искусстве Востока и Запада продолжила Надежда Сим, посвятив свое выступление архитектурным решениям и развитию монументальной декорации в соборах Кордовы и Севильи. Вопросам композиционных построений, геометрических и оптических особенностей в религиозной живописи итальянского Ренессанса был посвящен доклад Элины Швец, на западных примерах продолжившей тему роли геометрии в искусстве, начатую в докладе Раисы Сусловой, посвященному сакральной геометрии в византийских памятниках.

Борис Соколов представил доклад, посвященный теме запретного сада в культуре русского символизма. Ирина Языкова познакомила аудиторию с творчеством Владимира Стерлигова в области религиозного искусства, его мировоззренческими концепциями и идеями в сфере создания храмовой декорации. Особо острые и эмоциональные обсуждения вызвали доклады, посвященные религиозным темам в искусстве кино, представленные Артемом Гравиным, Тинатин до Эгито, Владимиром Колотаевым, Алиной Соломоновой, Анастасией Кузьменко. Перспективы преобразования и возможности управления извне человеческим телом были продемонстрированы в докладе Ирины Корневой-Чаевой, посвященной образу человека в искусстве санс-арта. 

В работе конференции приняли активное участие представители Московской духовной академии (Сергиев Посад), Библейско-богословского института святого апостола Андрея (Москва), Казанской духовной академии, Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург), ГМИИ им. Пушкина (Москва), НИУ Высшая Школа Экономики (Москва), Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Санкт-Петербург), государственного университета им. М.В.Ломоносова (Москва), государственного художественного музея им. А.Н.Радищева (Саратов), музея русской иконы (Москва), Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (Москва), государственного технического университета (Липецк), Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Москва), государственного университета промышленных технологий и дизайна (Санкт-Петербург), музея истории мировых культур и религий (Дербент, Республика Дагестан), института Философии (Санкт-Петербург), архива Российской академии наук (Москва), ВГТРК (Москва), филиала института социологии РАН (Санкт-Петербург), ВКА им. А.Ф.Можайского (Санкт-Петербург), а также представители зарубежных академических, вузовских и др. учреждений: Российский центр науки и культуры в Сирии (Дамаск, Сирийская Арабская Республика), Ереванский государственный университет, Институт искусств Национальной Академии наук Республики Армения.

Представленные доклады активно обсуждались участниками и слушателями конференции, вызывали большое количество вопросов и оживленные дискуссии.