Сегодня весь музейный мир прощается с Ириной Антоновой. Мы узнали ее в зените славы Пушкинского музея. Но это она, ее авторитет, профессионализм и подвижничество создали эту славу.
Без Ирины Александровны мы были бы другими. Так могут сказать о себе многие.
В данном случае «мы» — РГГУ, университет, облик и сущность которого были бы совсем иными, если бы четверть века назад не был подписан Договор между директором Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Ириной Антоновой и первым ректором РГГУ Юрием Афанасьевым о создании Учебного художественного музея на территории университета.
Для нас Ирина Александровна Антонова — не абстрактная историческая фигура. В университете к ней относились с невероятным пиететом, но Ирина Александровна умела переводить его в инструмент, который помогал ей решать самые разные проблемы, возникавшие во время создания совместного музея.
Молодой университет, созданный в 1991 году, был ориентирован на развитие уникальных поисковых направлений в области гуманитарного знания, на интеграцию отечественного гуманитарного знания в мировое. Замысел был исключительно сложен, он требовал новых подходов к системе обучения, развивающих и дополняющих традиционную университетскую структуру. Именно в этом контексте в июле 1995 года был создан Музейный центр РГГУ. Прологом к этому послужило предложение Ирины Антоновой и Ирины Даниловой к Юрию Афанасьеву сделать на территории РГГУ открытое хранение слепков с возможностью проведения там учебных занятий для студентов-реставраторов, музеологов, искусствоведов, культурологов, историков. В ответ они получают предложение создать совместно Университетский учебный музей.
Выезд знаменитого музея с Волхонки,12 на новую территорию был большой неожиданностью для просвещенной столицы. Слишком стремительно все произошло. Но 30 июня 1997 года Учебный художественный музей был открыт как отдел ГМИИ им. А.С. Пушкина в составе экспозиции Музейного центра РГГУ.
Это важная история для двух институций, и в ней Ирина Антонова занимает особое место не только как великий музейный деятель, но и как наследница просветительских идей Ивана Цветаева, который создавал Музей изящных искусств при Московском университете имени императора Александра III для приобщения молодежи к мировому художественному наследию.
Открытие музейной экспозиции с цветаевскими слепками в РГГУ поддержало одну из стратегий развития университета под названием «образование средствами искусства». Музей стал особой аудиторией для занятий не только студентов РГГУ, но школьников и студентов из разных вузов Москвы. Выступала в этой аудитории и сама Ирина Александровна. В своем жестком рабочем графике она находила возможность участвовать в жизни университета в разных форматах. «Noblesse oblige» — положение обязывает: в знак признания высоких заслуг в развитии русской и мировой культуры, науки и искусства второй половины XX века в соответствии с Уставом университета Ирине Александровне Антоновой в 1996 году было присвоено звание почетного доктора HONORIS CAUSA Российского Государственного гуманитарного университета. Но Ирина Александровна воспринимала это скорее не как честь, а как обязательство перед университетским сообществом, и приезжала всегда, когда было необходимо — на ученые советы, конференции и вернисажи выставок. Даже на выездной университетский семинар в Голицыно — для обсуждения стратегии преподавания музейных и искусствоведческих дисциплин.
Ваше присутствие в нашей жизни, дорогая Ирина Александровна, не позволяло расслабляться. Вы были нам учителем и старшим товарищем, строгим и верным. Мы любим Вас и будем благодарно помнить.
Александр Безбородов, ректор РГГУ