РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Историко-архивный институт в годы войны
12.10.2020

Историко-архивный институт в годы войны

Годы Великой Отечественной войны — особый период в жизни Историко-архивного института. Уже 22 июня, студенты и аспиранты ИАИ во главе с секретарем партийной организации М.Т. Солдатенковым, не дожидаясь призыва, обратились в Свердловский райком комсомола г. Москвы, с просьбой отправить их на фронт. Среди них были М. Адлецкий, А. Безверхий, В. Белянин, В. Ковальчук, М. Масюк, А. Норов, Б. Середа, М. Соколов, А. Чугунов и многие другие.


Эти студенты стали бойцами Московской пролетарской дивизии и уже в июле приняли первый бой. В боях с фашистами смертью храбрых пали С.А. Аветисян, В. Дунаев, И. Миленький, бросившийся с гранатой под танк, М. Соколов, Е. Лепин, Г. Боярский и другие воспитанники института. Вслед за первыми добровольцами ушли на фронт выпускники института: А.Антонович, А. Барковский, В. Давыдова, В. Дворов, Г. Дегтярев, В. Дьяков, Ю. Куликов, Ф. Мартынов, П. Мишин, Н. Павленко, Г. Пшеницын и другие. Студенты и преподаватели института достойно защищали свою страну. Учившийся в ИАИ Е.Ф. Трофимов стал Героем Советского Союза, боевые награды получили преподаватели Н.В. Устюгов и М.Н. Шобухов, командир БМ-13 («Катюша») С.П. Люшин, медсестры О.Ф. Никитина, В.А. Дьякова, Ю.Ф. Кононова и другие. Узником Освенцима и участником побега из Бухенвальда был П.И. Мишин, в дальнейшем принимавший участие в международных судах над фашистами. В память о 33 студентах ИАИ, погибших в боях за Родину, в 25-ю годовщину битвы под Москвой в институте была установлена бронзовая мемориальная доска.

Студенты Историко-архивного института на войне

20 июля 1941 г. группа студентов и преподавателей института выехала на строительство противотанковых рвов в район Истры, которые в августе стали линией фронта.

Несмотря на то, что значительная часть студентов и преподавателей ушла на фронт, учебный процесс в институте не прерывался. В первые недели войны появилось первое распоряжение дирекции: «…каникул не будет, продолжаем учиться по сокращенной программе, вместо четырех лет – два года. Начало занятий 1 августа 1941 г.».

Помимо занятий в учебных аудиториях, преподаватели и студенты патрулировали улицы города, тушили зажигательные бомбы на крышах зданий института и прилегающих зданиях, участвовали в восстановлении разрушенных зданий, очищали сгоревшие овощехранилища, заготавливали дрова для московских больниц, школ и заводов, собирали книги для госпиталей, выступали с концертами в подшефных госпиталях и школах. Ведущие преподаватели института читали лекции о героических эпизодах из российской истории. Сотрудники института внесли свой посильный вклад в оборону страны, собрав 22,6 тысячи рублей на строительство танковой колонны «Москва». В 1943 г. коллектив института получил благодарственное письмо И.В. Сталина за вклад ИАИ в оборону страны.

Танковая колонна, Москва

Работа историко-архивного института была приостановлена 16 октября 1941 г., когда Государственный комитет обороны объявил, что Москва находится на осадном положении. В трудных условиях осады столицы, небольшая группа преподавателей и студентов во главе с профессором Павлов Петровичем Смирновым обратилась к Председателю всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР В.В. Чернышеву, с предложением возобновить деятельность вуза, чтобы сберечь институт от полного закрытия, дать возможность оставшимся студентам и преподавателям получать зарплату и пропитание. В конце ноября 1941 г. на страницах «Известий» и по радио прозвучало сообщение о том, что ИАИ продолжает работать, а директором института был назначен Смирнов. Вот как об этом вспоминал сам Павел Петрович: «… среди воздушных и всяких тревог, на укрепленных и укрепляемых чугунными рогатками и пушками московских улицах, среди до неузнаваемости замаскированных зданий и построек… снова раскрылся и расцвел наш милый Историко-архивный институт». Занимая должность директора института с 12 ноября 1941 г. по 15 мая 1942 г., Смирнов оставил уникальные воспоминания о жизни Историко-архивного института в начале войны.

Докладная записка

Профессор Павел Смирнов

Павел Смирнов о войне

  •  Смирнов П. П. Война и Историко-архивный институт в 1941 г. [М.], [1943]. - [2], 30 c., [1] л. фото авт. Текст машинописный. На с. 30 подпись авт.: проф. Павел Смирнов, бывший директор Историко-архивного ин-та, д-р ист. наук. Москва. 10 февраля 1943 года. Экз. с экслибрисом: Дар проф. П.П. Смирнова ИАИ.

Оставаясь одним из немногих работавших вузов Москвы, ИАИ привлек к работе оставшихся в городе историков, в том числе эвакуированных из блокадного Ленинграда. В преподавательский состав вошли А.А. Губер, В.К. Никольский, С.Н. Валк, И.Л. Маяковский, А.И. Андреев, Л.В. Черепнин. По вызову П.П. Смирнова в Москву вернулись преподаватели: из Нижнего Новгорода А.Н. Сперанский и А.В. Чернов, из Саратова приехал В.В. Максаков. К преподавательской работе подключились аспиранты института Н.В. Бржостовская, Е.И. Каменцева, И.П. Козлитин, Д.М. Эпштейн.  В это непростое для страны время издавались: «Очерки по истории архивного дела в СССР» И.Л. Маяковского, «Русская хронология» и «Русская метрология» Л.В. Черепнина, «Сборник материалов по истории и организации архивного дела в СССР» под ред. В.В. Максакова и другие.

«Русская хронология» и «Русская метрология» Л.В. Черепнина

Весь 1941-1942 учебный год ИАИ собирал студентов, профессорско-преподавательский состав, была восстановлена работа кафедр. Вскоре, уже под руководством нового директора Павла Борисовича Жибарева, институт практически в полном объеме возобновил свою научно-учебную деятельность.

 В мае 1942 г. под руководством А.Н. Сперанского возобновил работу студенческий кружок при кафедре Вспомогательных исторических дисциплин. Сперанский предложил его членам заняться сбором материалов по истории Великой Отечественной Войны и в первую очередь, речь шла об отборе фронтовых писем и других свидетельств участия в войне преподавателей и студентов ИАИ. Эта идея получила поддержку на Всесоюзной конференции историков-архивистов, и один из создателей советского архивоведения В.В. Максаков выступил с предложением переориентировать работу по комплектованию Государственного архивного фонда СССР на общенациональный сбор документов, отражающих события военных лет.

Осенью 1942 г. был проведен первый военный набор студентов, среди 108 поступивших было 8 инвалидов войны, к 1945 годы их было уже 22. Война внесла серьезные коррективы в учебные программы. Кафедра истории СССР включила в свою программу специальный курс по истории Великой Отечественной Войны, читавшийся директором института П.Б. Жибаревым. Кафедра Истории и организации архивного дела во главе с Максаковым внесла в свои программы новые темы, связанные с деятельностью государственных архивов в годы войны. Кафедра Иностранных языков во главе с А.И. Крещановской организовала кружок военных переводчиков. Библиотека института отправляла в госпитали и на фронт книги по заявкам бойцов, в том числе тем, кто учился до войны в ИАИ. Кроме учебы и участия в оборонительных работах в городе, коллектив института, находясь на продовольственном самообеспечении, занимался выращиванием и сбором урожая на участке в Марьинском районе под Волоколамском, что было хорошим подспорьем. Несмотря на все бытовые трудности, это не сказалось на успеваемости студентов, о чем свидетельствуют отчеты института.

Сократившийся с началом войны до 2,5 лет срок обучения для ускоренного выпуска специалистов был восстановлен в 1942-43 учебном году до 4-х лет.

Студенты в читальном зале Историко-архивного института

Московский Историко-архивный институт. М., 1945. 14, [2] с.

Письмо


Из биографии преподавателя ИАИ Н.В. Устюгова


Работавший в ИАИ с 1935 г. специалист по феодальной России Николай Владимирович Устюгов (1896-1963), в июле 1941 г. вступил в народное ополчение, несмотря на то, что достиг возраста, освобождавшего его от призыва. В октябре 1941 г. во время Вяземской операции, 1311 полк в котором служил Устюгов попал в окружение и в течение полутора месяцев выходил из Вяземского котла. После выхода из окружения, Устюгов стал бойцом 150-го отдельного дорожно-эксплуатационного батальона 16 армии. В 1942 г. Устюгов принимал участие в тяжелейших боях  на Сухиничском выступе. Устюгова привлекают к просветительской работе, и Николай Владимирович проводил беседы с однополчанами на тему «Героическое прошлое русского народа», рассказывая о А. Невском, Д. Донском, А.В. Суворове, М.И.Кутузове и других выдающихся полководцах. В конце 1942 г. Устюгов занял должность заместителя командира роты по хозяйственной части. На фронте Устюгов переписывался со своими студентами и аспирантами из ИАИ, давал им советы по выбору тем для будущих исследований. Во время краткосрочного отпуска в начале 1943 г. Устюгов обсуждал с Н.Г. Бережковым тему своей будущей докторской диссертации. В феврале-марте 1943 г. участвовал в Жиздринской операции, за проведение дорожной разведки во время Городокской операции в декабре 1943 г. был награжден орденом Красной звезды. В 1944 г. Устюгов становится помощником командира роты по службе дорожного регулирования, а в январе 1945 г. назначается на должность инспектора по службе дорожного регулирования 150 одэб 11 армии. Победу он встретил в Восточной Пруссии. После демобилизации в июне 1945 г. Устюгов вернулся в Москву и приступил к работе в МГИАИ и Институте истории АН СССР.



Из биографии выпускника ИАИ Е.Ф. Трофимова


Студент ИАИ Евгений Федорович Трофимов (1920-1981), учился в институте в 1938-1940 гг., в 1939 г. окончил школу снайперов при ЦС Осоавиахиме, в начале 1940 г. ушел добровольцем на Советско-финляндскую войну. Был снайпером отдельного разведывательного диверсионного отряда, награжден орденом Красного Знамени. После окончания войны, продолжил учебу в институте и параллельно прошел обучение в аэроклубе Свердловского района г. Москвы. После окончания 3-го курса ИАИ, по специальному набору поступает в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков, которую с отличием оканчивает в сентябре 1941 г. С начала 1942 г. политрук Трофимов служил в составе 730-го истребительного авиационного полка, а с апреля 1943 г. в 910-м истребительном авиационном полку ПВО. Воевал под Сталинградом и на Курской дуге, участвовал в Корсунь-Шевченковской и Львовско-Сандомирской операциях. 22 августа 1944 г. гвардии капитан Трофимов, за проявленные мужество, отвагу и героизм удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". К концу войны гвардии майор Е. Ф. Трофимов совершил 376 успешных боевых вылетов, в 26 воздушных боях сбил лично 17 и в группе 5 самолетов противника. После войны Евгений Федорович продолжил службу в военно-воздушных силах, летал на реактивных и сверхзвуковых машинах, в 1952 г. окончил Военно-Воздушную академию, с 1970 г. возглавлял Армавирское высшее военное авиационное училище.