РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Коммуникация в современном мире: актуальные вопросы и перспективы
18.06.2020

Коммуникация в современном мире: актуальные вопросы и перспективы

15 июня 2020 года кафедра иностранных языков факультета международных отношений и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ провела в дистанционном формате международную научно-практическую конференцию «Лингвистика, лингводидактика, лингвокультурология: актуальные вопросы и перспективы исследования».


В работе конференции приняли участие представители кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики ФМОиЗР ИАИ РГГУ, кафедры международной безопасности ФМОиЗР ИАИ РГГУ, кафедры современного Востока ФИПиП ИАИ РГГУ, кафедры иностранных языков РГГУ, ряда российских вузов – Института международных отношений МГЛУ, НИУ Высшая Школа Экономики, а также зарубежные гости из Узбекистана, Армении, Вулвергэмптона (Великобритания).

Темы, заявленные участниками конференции, отразили как междисциплинарное состояние иностранного языка в неязыковом вузе, так и лингвоэтнокультурный характер научного дискурса.

Объектами исследований участников конференции стали современные процессы окружающего мира, анализируемые с позиций лингвистики, педагогики, психологии, международных отношений, истории, политологии, культурологии, социологии.

Проведение конференции в дни празднования 75-летия Победы привело к созданию исследовательских работ, связанных с военным дискурсом. Часть таких докладов была объединена тематикой «гендер и нация». Исследователи выдвинули гипотезу, что гендерный и национальный дискурсы представляют собой не изолированные события, а взаимодополняющие друг друга артефакты социолингвистического феномена. Как было показано в докладах, объединительное начало дихотомии «нация – гендер» наиболее убедительно проявлялось в военном (поэтическом и пропагандистском) дискурсе, когда последний выступал как средство легитимации национально-культурной идентичности.

Военная тематика исследований перекликалась с «публичным» дискурсом. В ораторском искусстве дихотомия «гендер и нация», в силу обстоятельств, превращается в трихотомию: «оратор – гендер – нация», а отсутствие у слушателя опоры на письменный текст заставляет ритора строго следовать особенностям канона данного типа текста. Многое в «публичной» речи определяется прагматикой, а в зависимости от интенции коммуникантов меняются типы средств художественного выражения. Еще одним компонентом, определяющим содержательную наполняемость «публичного» дискурса, следует считать конкретную историческую и социальную ситуацию, в которой этот дискурс производится.

Много внимания было уделено в докладах дистанционным формам обучения. Предлагались платформы, исследовались положительные и отрицательные стороны разнообразных подходов к данной проблеме. Основными вопросами, на которые отвечали докладчики, были:

  • Насколько формы дистанционного учебного взаимодействия отличаются от привычных, сложившихся в условиях очной коммуникации?
  • Какие инструменты, доступные в электронной образовательной среде, следует использовать в процессе учебной коммуникации?
  • Влияет ли применение инструментов ЭИОС на качество образовательного процесса и на результаты обучения?

С проблемой он-лайн обучения в вузе – в силу сложившейся ситуации – оказались неразрывно связанными и образовательный процесс, и работа со студентами. В докладах было убедительно подтверждено, что значительную роль в воспитательном процессе играет научно-исследовательская деятельность студентов гуманитарного вуза. Были изложены основы организации и содержания научно-исследовательской деятельности студентов на занятиях по иностранному языку с особым акцентом на рефлексивный компонент. В исследованиях были предложены дополнительные научные формы работы. 

Зарубежные участники конференции особое внимание уделили этнолингвистике, придя к выводу о том, что это – наука, образовавшаяся на стыке ряда наук: лингвистики, этнологии, фольклористики, культурологии, социологии, психологии. При этом данная наука не представляет собой примитивное механическое соединение. Вполне самостоятельной областью ее делает изучение отражения и выражения в языке этнического миросозерцания, выявление роли языка в формировании и сохранении традиционной культуры и отражение через нее и в ней языковой картины мира всего народа (этноса).

Разнообразие научных направлений свидетельствует о разносторонности научных интересов докладчиков, которые привлекают для исследования актуальный материал, применяя различные методологические принципы в целях анализа и  обобщения полученных результатов, которые будут с успехом использованы в студенческих аудиториях России, Узбекистана, Армении, Великобритании.

Тезисы Международной научно-практической конференции «Лингвистика, лингводидактика, лингвокультурология: актуальные вопросы и перспективы исследования»

  • 15 июня 2020 Г.
  • РГГУ


Читайте также