Продолжаем рубрику, в которой наши преподаватели делятся насущным: как же сейчас проходит учебный процесс в РГГУ?
Мне кажется, студенты счастливы. Можно заниматься в удобное время, в удобном месте, на паре – пить чай из любимой кружки или сидеть в пижаме. На перерыве или в конце пары мы даже знакомим своих домашних животных друг с другом!
Несколько лет назад проводился эксперимент с вебинаром по магистратуре, но особых навыков в дистанте у меня до той недели не было.
Мне повезло, я успела отчитать поточные лекции ровно за неделю до карантина и сейчас остались занятия с небольшими группами бакалавров и магистров. Поэтому, я с первого же дня стала адептом платформы Zoom! За неделю выработался следующий шаблон: со всеми группами заведены тематические чаты в ВКонтакте, т.к. это единственная соцсеть, где зарегистрированы все. В этот чат я скидываю задание, отвечаю на вопросы, мы договариваемся о времени, после чего я вешаю ссылку на Zoom и мы встречаемся на онлайн конференции. Трудностей, честно говоря, никаких не вижу.
Сложно ответить на вопрос, что же лучше - онлайн занятия или очное образование. Всё-таки опыта дистанта у меня всего пару недель, а так я преподаю уже лет восемь-девять. Поэтому, пока точка зрения консервативная – очные занятия лучше. Они позволяют наладить контакт с аудиторией, лучше чувствовать студентов. Через экран компьютера контакт всё-таки уходит. Благо, сейчас я работаю с теми группами, которые я хорошо знаю, а вот как выходить к абсолютно незнакомым студентам через онлайн пока плохо себе представляю.
Плюсов у такой дистанционки нет. Она лишь содержательно может быть не хуже контактной формы. Это вынужденный способ коммуникации на время разгула вируса. Плюсы имеет проработанное онлайн-обучение.
Я записывал прежде открытые лекции на различных площадках. Это были как полновесные лекции с аудиторией и камерой, так и сложный жанр – работа с камерой, сидя в кресле. Есть относительно большой опыт работы в кадре на телевидении и радио. Всё это очень помогает сломать барьер общения в «неестественной» для традиционного преподавателя среде.
Я веду занятия на двух платформах: Zoom и Google Classroom, а для подстраховки видеоконференции использую Google Hangouts и групповые чаты ВКонтакте, где я всегда общаюсь со студентами и во время очных занятий, и где уже загружены все материалы к занятиям.
У меня нет трудностей с работой в дистанционном формате, так как все мои материалы давно хранятся в сетевых облачных хранилищах, а силлабусы, которые я рассылаю в начале учебного года, содержат все необходимые сведения о семинарах и лабораторных, кроме того, они включают ссылки на мультимедийные источники.
На онлайн-встрече со студентами Института лингвистики я спросил, есть ли какие-либо трудности. Выяснилось три круга проблем:
Сложно сказать, что лучше: очные занятия или онлайн-формат. Мне приятнее личное общение. Но технически я не испытываю сложностей и в дистанционке. Но тут нужно понимать, что дистанционное образование – это не связь по почте или Zoom, а система заданий и лекций, подразумевающая сложное взаимодействие курсанта и преподавателя в особом интерфейсе с возможностью интерактивной проверки внимания и полученных знаний. Подготовка такого интерфейса и его наполнения требует не только специальной подготовки преподавателя, но и педагогических (методических) решений для курсантов различных уровней. Хорошие примеры можно увидеть на популярных зарубежных и отечественных образовательных сервисах.
По сути, вызов изоляции обернулся своей противоположностью – границы в мире, пусть пока лишь информационные, исчезли. И хотя бы в этом обнаруживается плюс!
У меня есть опыт работы в дистанционном университете «Институт междисциплинарных исследований им. Рафаэля Айяу» (Instituto de Estudios Interdisciplinarios Rafael Ayau, IEIRA) в Гватемале. Я автор нескольких курсов на факультете истории Мезоамерики (Escuela de Historia de Mesoamérica). Декан факультета - профессор РГГУ, директор Учебно-научного Мезоамериканского центра Галина Гавриловна Ершова.
Мои учебные курсы, доступные он-лайн, - по теории и методологии истории, всеобщей истории, истории России. Авторами других Elibros по истории и культуре стран Латинской Америки также являются преподаватели РГГУ – сотрудники нашего центра.
Кстати, связи IEIRA c РГГУ гораздо более тесные, чем может показаться: именно на базе Института междисциплинарных исследований им. Рафаэля Айяу будет открыт Филиал РГГУ в республике Гватемала.
IEIRA функционирует с 2015 г. Он был создан настоятельницей православного Свято-Троицкого монастыря почетным доктором РГГУ Инес Айяу Гарсия как благотворительный проект – его виртуальный кампус открыт для всех испаноязычных слушателей вне зависимости от их экономической, социальной, этнической принадлежности. Этот уникальный проект был поддержан UNESCO. В момент его создания вызовом была бедность и социальная обособленность желающих учиться, сейчас развитие университета стимулирует неожиданная изоляция – мировой кризис парализовал и Гватемалу. Однако, насколько я могу судить, IEIRA справился и с тем, и с другим.
Сама образовательная модель IEIRA очень интересна. Форма обучения в IEIRA - онлайн-курсы в формате электронных учебников - eLibros. Учебные пособия доступны к свободному скачиванию в iTunes. Важным плюсом является то, что в основу каждого курса положены строгие требования как к контенту (со стороны преподавателя), так и к системе контроля знаний (со стороны студента). Это исключает возможность субъективизма – в подаче материала, выставлении оценок и т.д.
В настоящее время в IEIRA обучается 641 студент, в iTunes доступны 111 учебных пособий, которые за годы работы были скачаны 90643 раза! Посещение сайта и скачивание пособий, помимо Гватемалы, происходят из других стран Латинской Америки, США, Европы, Азии и Австралии. Приятно знать, что твои книги могут быть полезны многим!
В текущем семестре в РГГУ за мной закреплены курсы «Информационное обеспечение исследовательской работы историка», «Актуальные проблемы исторических исследований» и «Междисциплинарные подходы в современной исторической науке». Я читаю их студентам-первокурсникам – студентам как бакалавриата, так и магистратуры. Группы маленькие: в одной – 9, в другой – 8 человек. Все студенты знакомы мне еще с первого семестра: они обучаются на нашей специализации. Конечно, это облегчает организацию учебного процесса.
Мы легко вошли в новый формат работы в ЭИОС РГГУ, проводили практические занятия в Zoom. Однако хотелось бы подчеркнуть другой момент: для моих курсов мировой кризис обернулся неожиданной удачей.
Коронавирус открыл многие цифровые хранилища. На время карантина к своим базам предоставил доступ Annual Reviews Electronic Back Volume Collection (более 40 тыс. научных статей). Стал доступен и Jstor (Journal STORage), включающий более 3 млн статей по общественной и гуманитарной тематике. Для публичного доступа до конца мая открыли свои учебные курсы Кембридж и Оксфорд.
Помогают и российские ресурсы – Российская государственная библиотека разрешила бесплатно заказывать копии документов из своих фондов и открыла удаленную запись. С книжными новинками можно познакомиться на сайте издательства «Новое литературное обозрение». А некоторые архивы (например, портал «Архивы Санкт-Петербурга») и вовсе предоставили бесплатный доступ к уникальным оцифрованным историческим документам. Это - удачная информационная возможность для студентов написать хорошие курсовые и исследовательские работы, создать задел для дипломов.
Еще больше о дистанционном обучении в РГГУ и о том, как Zoom-семинары стали новым форматом проведения пар, можно прочить здесь.