19-20 ноября 2018 года прошла Международная научная конференция РГГУ и Трирского университета (ДФГ-Центр продвинутых исследований «Русскоязычная поэзия в транзите») – Двадцать третьи Сапгировские чтения, посвященные 90-летию со дня рождения поэта, «Сапгир и русская поэзия XX-XXI веков». Заместителем председателя оргкомитета конференции выступил ведущий научный сотрудник учебно-научной лаборатории ИФФ, доктор филологических наук Ю.Б. Орлицкий.
В конференции приняли участие 14 ученых из России, Германии, США и Белоруссии, представляющих вузы и научные учреждения Москвы, Трира, Минска, Санкт-Петербурга, Воронежа, Иркутска, Твери, в том числе, представители РГГУ.
На научном форуме прозвучали доклады о жизни и творчестве выдающегося русского поэта второй половины ХХ века Генриха Вениаминовича Сапгира, об особенностях его поэтики, влиянии на современников и последователей, а также о других актуальных явлениях поэтической жизни последних десятилетий.
Конференция прошла на высоком научном уровне, доклады вызвали активное обсуждение и полемику.
В программу был включен также вечер памяти Генриха Сапгира, на котором прозвучали музыкальные произведения Юрия Евграфова на стихи поэта, воспоминания о нем, стихи самого поэта и других авторов: Владимира Тучкова, Бориса Колымагина, Александра Макарова-Кроткова, Юрия Орлицкого, К.С. Фарая, Игоря Лёвшина, Фаины Гримберг, Александра Воловика, Анны Орлицкой, Татьяна Грауз, Светы Литвак.
Программа конференции:
1. Владимир Ломазов (Москва). Генрих Сапгир - советский поэт антисоциалистического реализма.
2. Ирина Плеханова (Иркутск). Вопросы и вопрошания в поэзии Генриха Сапгира.
3. Леонид Кацис (Москва). Поэтика позднего Сапгира: попытка заполнения пустот и зияний.
4. Ольга Северская (Москва). «Стихи - это музыкальные произведения, состоящие из слов» (о кросс-кодах поэзии и музыки).
5. Александр Мурашов (Москва). Комбинаторика в поэтике Сапгира и «осень средневековья».
6. Александр Житенев (Воронеж) «Умирающий Адонис» Г. Сапгира в контексте русской поэзии XX века.
7. Данила Давыдов (Москва). Фигура Генриха Сапгира в мифологизированных и подлинных историко-литературных и историко-культурных контекстах.
8. Борис Колымагин (Москва). «Псалом 136» Генриха Сапгира в контексте религиозной поэзии «второй культуры».
9. Светлана Артёмова (Тверь). «Парад идиотов» Г.В. Сапгира в контексте поэзии ХХ века.
10. Юрий Евграфов (Москва). Сапгир музыкальный: Саратов, Тамбов, Москва - далее...
1. Ян Пробштейн (Нью-Йорк). «Форма голоса» и голос формы.
2. Юрий Орлицкий (Москва-Трир). Сапгир – герой стихов Сапгира.
3. Дарья Суховей (СПб). Многослойные стихи Генриха Сапгира
4. Ефим Беренштейн (Тверь). «Бестиарий» Г.В. Сапгира.
5. Михаил Павловец (Москва). Пунктуационная поэзия: «Стихи из трех элементов» Генриха Сапгира.
6. Екатерина Асонова (Москва). Иллюстрированная поэзия Г.Сапгира в восприятии современных детей.
7. Марина Сазоненко (Москва). Визуальная репрезентация гендерных образов в детских журналах советского периода (на примере иллюстраций к поэзии Г.Сапгира).
8. Александр Люсый (Москва). Крымские стихи Сапгира в контексте «крымского текста» русской литературы.
9. Илья Снегирев (Москва). Английские переводы Сапгира.
10. Ольга Бараш (Москва). Г. Сапгир и И. Бродский: сферы поэтического влияния.
11. Юрий Цветков (Москва). «Литературная Атлантида: поэтическая жизнь 1990–2000-х». Опыт музеефикации недавнего прошлого. (От выставки к каталогу).
12. Татьяна Грауз (Москва). Чудо. Свобода. Айги. Пастернак.
13. Татьяна Алешка (Минск) «Накладные соринки для души»: структура поэтической книги Д. Дмитриева «Эффект наблюдателя».
14. Наталья Черных (Москва). Тактильные сонеты и современный акцент на синестетическое в стихах (Евгения Суслова и Надя Делаланд).