4 марта 2025 г. на семинаре кафедры онтологии и теории познания МГУ имени М.В.Ломоносова состоялось выступление заведующего кафедры истории философии, профессора РГГУ д.ф.н. Алексея Николаевича Круглова.
В докладе «Логика, ее предмет, статус, методологическое и эпистемологическое значение в эпоху Просвещения» Алексей Николаевич раскрыл особенности становления теории познания как философской дисциплины а также прояснил роль логики в философии Нового времени.
До становления в неокантианстве второй половины XIX века теории познания как философской дисциплины значительная часть ее функций выполнялась логикой, понимавшейся в широком значении и выполнявшей роль философской пропедевтики. Тем не менее, место логики внутри самого философского знания (введение в философскую систему, первая часть самой системы), ее статус (наука, учение, искусство), главная цель (обоснование известного, открытие нового), теологические импликации (реализация естественного света разума, восстановление искусственной логикой испорченного разума), источник нормативности, практическая значимость (разработка «логических машин») и даже само название (искусство мышления, врачевание ума, путь к истине, инструментальная философия, рациональная философия и др.) были в философии Нового времени предметом длительных споров, наиболее ярко проявившихся в немецком Просвещении в период от Хр. Томазия до И. Канта. Частично отголоски этих споров нашли свое отражение также в преподавании логики в Московском университете XVIII века. Доклад сопровождался оживленной дискуссией.
Текст: Философский факультет
Фото: Департамент коммуникаций