26 февраля 2025 г. в РГГУ в рамках воспитательной работы для студентов 3-5-го курсов Института психологии им. Л.С. Выготского прошло профориентационное мероприятие «Использование проективных методов в практической работе клинического психолога», организованное заведующей кафедрой нейро- и патопсихологии А.С. Нелюбиной.
В начале мероприятия Анна Сергеевна привела примеры из клинической практики, как использование проективных методик помогает специалисту заподозрить скрываемую пациентом продуктивную симптоматику (например, голоса). Далее были последовательно представлены клинические случаи: расстройство личности у молодого человека, сочетанное с гендерной дисфорией (рисуночные методики: «Рисунок семьи в виде животных», «Несуществующее животное», «Рисунок человека», «Картина мира»). Особый интерес вызвал у студентов рисунок семьи пациента в виде животных. Были высказаны гипотезы об эмоциональном отношении респондента к родителям, причины выбора животных для изображения матери и младшего брата.
Следующим был представлен случай Шизоаффективного расстройства у женщины 40 лет, в котором студенты обратили внимание на нетипичное решение в методике «Рисунок семьи» (изображение родителей пациентки в виде расщепленной сосны и дома без дверей), искаженное восприятие себя и мира.
Далее были представлены 2 случая условной психической нормы (методики: «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок семьи», «Сочинение от лица неодушевленного предмета», «Картина мира»). Студенты, проанализировав представленные рисунки испытуемых, обсуждали с ведущим, как личностный радикал отражается на продукции – выборке образа, истории.
Представленные клинические случаи вызвали оживленную дискуссию. Было высказано пожелание продолжать подобные встречи и разборы.
Онлайн-мероприятие посетили 42 студента психологического факультета, обучающихся по программе "Клиническая психология".
Ответственный за проведение мероприятия – зав.кафедрой нейро– и патопсихологии Нелюбина А.С.
Текст: А.С. Нелюбина
Фото: А.С. Нелюбина