12 февраля в выставочном зале Античного искусства Учебного художественного музея им. И.В. Цветаева состоялось открытие выставки «Человек из костей, плоти и крови», организованной Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Творческим союзом художников России. Гостям вернисажа, которых собралось более трехсот человек, выставку представили президент Творческого союза художников России Константин Худяков, заведующая Отделом искусства стран Европы и Америки ХIХ-ХХ вв. ГМИИ им. А.С. Пушкина Александра Данилова, историк искусства, научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина Данила Булатов и художники-кураторы выставки председатель секции «Новейшие течения» Творческого союза художников России Диана Мачулина, вице-президент по издательской деятельности Творческого союза художников России Сергей Денисов, вице-президент Творческого союза художников России Иван Колесников.
Название выставки вдохновлено стихотворением Ханса Арпа – французского и немецкого художника, скульптора и поэта:
Человек из костей
без плоти и крови
ходит как и следует
складываясь и раскладываясь.
Человек из плоти и крови
но без костей
висит как костюм
на спинке стула.
Человек из крови
но без костей и плоти
живет в огромной бутылке
и позволяет
если есть настроение
на какое-то время
разливать себя по стаканам.
Этому стихотворению Ханса Арпа о человеке, которому всегда не хватает одного компонента, почти век, но оно слишком современно. Мы больше не целые: мы расколоты продлением себя в виде технологий и поражены экологическими изменениями; разбиты социальными катастрофами новейшей истории – от Первой мировой войны и до современных информационных войн.
В современном искусстве непосредственное изображение человека оказывается невозможным – канона больше не существует, есть лишь множество индивидуальных позиций. На выставке, которая задействует экспозиции Учебного художественного музея имени И.В. Цветаева на всех пяти этажах, современные художники вступают в напряженный диалог и даже полемику с миром гармонии египетских фараонов и античных богов, переосмысляя классические сюжеты. Кто-то ищет исцеления в древних идеалах, кто-то, напротив, противопоставляет себя им.
Вечность сменяется то memento mori, то carpe diem. Кентавры и сатиры могут стать апологетами толерантности. Обнаженные торсы древних контрастируют с желанием всё прикрыть и привычкой «встречать по одёжке». Ценность каждой отдельной фигуры в древнем искусстве сменяется понятием толпы, «коллективным телом», биополитикой, в которой индивидууму нет места. Антропоцентризм уступает место новым животным космогониям, где мир видится с точки зрения животных, растений, грибов. Уходит предельная материальность, замещенная цифровыми двойниками.
И все же совмещение этих перспектив в зале учебного художественного музея позволяет надеяться, что даже если отнять у человека все эти компоненты – плоть, кости и кровь, – он останется как стремление к познанию.
|