Смысл различения друга и врага состоит в том, чтобы
обозначить высшую степень интенсивности соединения
или разделения, ассоциации или диссоциации…
Карл Шмитт
В нашей стране Валентин Воробьев больше известен книгами воспоминаний о художественной жизни Москвы 50-х-70-х годов, главная из которых называется «Враг народа», чем своим художественным творчеством. За сорок лет, прошедших со времени эмиграции, здесь не было ни одной его выставки, отдельные работы изредка появлялись в экспозициях. Воробьев – активный деятель нонконформистского движения, «реальный» участник знаменитой Бульдозерной выставки, проходившей 15 сентября 1974 года на Беляевском пустыре, вскоре после которой он эмигрировал во Францию.
Так странно складываются иногда коллекционерские истории! В течение 20 лет в мою коллекцию совершенно разными путями «пришло» около 30 работ Воробьева, созданных до отъезда. Многие из них я показывал на выставках, а полгода назад сам Валентин Ильич передал мне примерно такое же количество работ парижского периода. Среди них лишь одна – «Белая звезда» 1974 года написана в России, она участвовала в Бульдозерной выставке. Так родилась идея экспозиции: «Белая звезда» в качестве центрального пункта и работы, созданные в России и в эмиграции. Мы могли бы назвать выставку «До и после», но Виталий Пацюков придумал название «Друг народа» как оппозицию к названию книги Валентина Воробьева. В этом названии можно прочесть и дополнительные коннотации – связь со знаменитым революционером Жаном Полем Маратом, которого называли Другом народа, поскольку он опирался на плебс и санкюлотов, призывавшим во имя будущего счастья отрубить сначала пятьсот-шестьсот, а вскоре сто тысяч голов. Другая ассоциация – с доктором Стокманом, героем пьесы Генрика Ибсена «Враг народа», борющимся за здоровье своих пациентов, объявленным вначале «другом народа», но вскоре перешедшим в разряд «врагов».
Я думаю, что художник, как и врач, всегда «друг народа», хотя иногда может казаться «врагом», и творчество Валентина Воробьева, с моей точки зрения, подтверждает этот тезис. В любом случае мне кажется интересным познакомить зрителя с творчеством художника, незаслуженно вытесненного на периферию художественного контекста, и дать возможность сравнить работы, сделанные на родине с его творчеством после эмиграции.
Михаил Алшибая
|