РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Полевая практика со студентами


ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА СО СТУДЕНТАМИ

Учебно-научный центр социальной антропологии РГГУ уделяет большое внимание подготовке студентов к работе в полевых условиях. Собственно говоря, все практики Центра, начиная с музейной, которую организуется после второго курса, в определенном смысле готовят будущих специалистов в области социальной антропологии к выездной полевой этнологической практике.

Столь широкий разброс обычно не характерен для этнографической или фольклорной практики в вузах. Как правило, преподаватели выбирают какой-то один регион и студенты под их руководством проводят его систематическое комплексное обследование. Но в нашем Центре выбор места практики обусловлен двумя аспектами. Первое – это региональная специализация студентов. Обычно на курсе их не более трех, и хотя бы с одной из них связан тот регион, куда выезжают студенты. Это позволяет им не только апробировать методику полевых исследований, но и собрать необходимый материал для дипломной работы. Второе – это, если так можно выразиться, определенный заказ со стороны региональных научных, образовательных и общественных организаций.

Исследовательская работа студентов Центра, которая затем выливается в серию докладов на ежегодной университетской конференции по итогам практики, а главное – в статьи, издаваемые в сборнике «Полевые исследования студентов РГГУ: этнология, фольклористика, лингвистика, религиоведение», становится важной вехой в изучении конкретных культур и традиций.

Тесное сотрудничество с коллегами на местах позволяет собранный студентами этнографический и фольклорный материал ввести в образовательный процесс, в региональную и академическую науку.


ЭКСПЕДИЦИЯ 2012 ГОДА (КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛ.)

Балтийская экспедиция

В 2012 г. полевая практика была организована в Калининградской области, самом западном регионе России.

В состав экспедиционной группы входили студенты дневного отделения 4 курса и магистранты 1 курса Учебно-научного центра социальной антропологии – всего 10 человек, проходившие выездную этнологическую практику.

Студенты: Илюхина Анастасия Юрьевна, Климов Петр Петрович, Кочеткова Евгения Юрьевна, Постникова Екатерина Александровна, Терещенко Ольга Андреевна, Тыщенко Ксения Владимировна, Судницына Дарья Владиславовна;

Магистранты: Кадук Алексей Владимирович, Кадук Евгений Владимирович, Корчнев Сергей Александрович.

Экспедиционные исследования проводились в рамках проекта «Молодежь в эпоху социальных перемен: диахронный анализ индивидуальных стратегий выбора жизненного пути в российской городской провинции с 1991 по 2012 гг.» (Целевая программа Министерства образовании и науки России по направлению «Гуманитарные науки» в области «исторических наук»)

Полевые исследования проводились в двух малых городах Калининградской области – Гусев и Светлогорск. Выбор городов был обусловлен следующими обстоятельствами: Гусев – в последнее десятилетие один из самых динамично развивающихся городов области, чрезвычайно привлекателен для инвестиций в современных технологических областях производства; Светлогорск – исторически складывался как город-курорт и сегодня является курортом федерального значения, в котором фактически отсутствует какая-либо промышленность.

Полевые исследования были организованы буквально сразу после проведения установочных семинаров проектного исследовательского коллектива, которые состоялись в июне 2012 г. и на которых обсуждались этапы работы, методика, определялись города, где будут работать экспедиционные группы и т.д. Именно поэтому проведенная полевая работа во многом имела пилотный характер, в которой, при этом, наряду с научной частью большое место занимала учебно-методическая составляющая.

Одной из главных задач экспедиционной группы было составление, обсуждение и апробация вопросников, которые в дальнейшем могли бы использоваться другими участниками проекта, апробация методики интервьюирования, которая должна соответствовать тематике и специфике исследования, проведение интервью, сбор статистического материала, создание фото и видеоархива проекта.


ЭКСПЕДИЦИЯ 2011 ГОДА (КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ)

Таманская экспедиция

В 2011 г. выездная этнологическая практика студентов 4 курса УНЦСА РГГУ проходила в станице Тамань Темрюкского района Краснодарского края. Программа практики была составлена с учетом методики проекта «Социальная антропология современного российского города: изучение и обучение», которая бала разработана преподавателями Центра социальной антропологии РГГУ и сотрудниками Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН под руководством В.А. Тишкова и О.Ю. Артемовой (Социальная антропология современного российского города: изучение и подготовка специалистов. Методические рекомендации для участников проекта. М., 2010.). Студентами изучались различные аспекты жизни в Тамани: образование, здравоохранение, культура, общественно-политическая жизнь, транспорт, жизнеобеспечение, пространство поселения и др.

Кроме этого студенты обучались видеосъемке и методике создания видеороликов по теме своих экспедиционных исследований. Каждым из них после первой недели полевой работы был написан первый вариант «авторского исследовательского текста», который может быть использован в презентационном фильме. После этого студенты, продолжая проводить опросы респондентов и собирать материал, снимали на камеру эпизоды из жизни таманцев, иллюстрировавшие их конкретные темы. По завершению полевой работы текст «авторского комментария» был отредактирован и уточнен. Готовые видеоролики, монтаж которых осуществил сотрудник ИВГИ РГГУ П.В. Фрейчко, также принимавший участие в экспедиции, демонстрировались во время отчетной конференции «Полевые исследования студентов РГГУ» в феврале 2012 г.

С этими видеороликами можно ознакомиться на странице УНЦСА РГГУ в Youtube.

https://www.youtube.com/channel/UChOsEJJ1_DpYO_XHAPCa7NA


ЭКСПЕДИЦИИ 2010 ГОДА (СМОЛЕНСКАЯ ОБЛ., ЗАБАЙКАЛЬЕ)

Велижская экспедиция

В июне-июле 2010 года прошла выездная этнологическая практика студентов 4 курса УНЦСА РГГУ. В соответствии с одной из специальностей (западные и восточные славяне) она была организована в пограничном с Белоруссией Велижском районе Смоленской области. Внимание участников практики было обращено не только к традиционным этнологическим темам – обрядность, представления и верования, фольклор, но и к социо-антропологической проблематике.

Вторая Приаргунская экспедиция

В октябре-ноябре студенты 5 курса 2010/11 уч. г. Центра приняли участие в Приаргунской экспедиции, в которой были продолжены исследования, начатые ими в 2008 г. В отличии от той первой экспедиции, в 2010 г. полевая работа проводилась в Приаргунском и Забайкальском районах Забайкальского края, а также на пограничной с ними территории Хулунбуирского аймака Автономного района Внутренняя Монголия КНР.


ЭКСПЕДИЦИЯ 2009 ГОДА (РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ)

Северобайкальская экспедиция

В 2009 г. предусмотренная Учебным планом этнологическая полевая практика проводилась для студентов УНЦСА с 27 июня по 28 июля 2009 г. в Северо-Байкальском районе Республики Бурятия.

В экспедиционную группу входили Анна Бондарева, Ксения Богдан, Елена Гоогуева, Александра Егорова, Ася Зайцева, Маргарита Кучинская, Ольга Мартазова, Анастасия Орлова, Дмитрий Пантюхин, Дарья Постникова, Андрей Сигуров, Павел Шарыкин, Александра Хабарова, а также студентка Гарвардского университета Молли Мозес.

Организационную и методическую помощь нам оказала Ассоциация коренных малочисленных народов Республики Бурятия и депутат Народного Хурала Республики Бурятия Анна Николаевна Найканчина. До выезда в поле студенты прослушали лекцию, посвященную культуре и языку эвенков, доцента УНЦСА Т.Б. Уваровой, которая в 1980-х гг. проводила исследования среди эвенкийского населения на севере Бурятии и Читинской области.

Базовыми местами экспедиционной работы были три поселения: муниципальное образование сельское поселение "Уоянское эвенкийское", муниципальное образование сельское поселение "Байкальский эвенкийское", муниципальное образование сельское поселение "Холодное эвенкийское". Экспедиционная группа также на один день выезжала для полевой работы в муниципальное образование сельское поселение "Куморское эвенкийское". Необходимость в таком количестве базовых мест объясняется большой удаленностью этих поселений друг от друга.

В ходе экспедиций собирались данные по социальной и традиционной духовной культуре эвенков. Для исследований было выбрано несколько тем: мир и культура детства, семья и семейные взаимоотношения, традиционное природопользование, межэтнические отношения в северобайкальском регионе, несказочная проза эвенков и русского старожильческого населения, шаманизм эвенков, музей в презентировании культуры эвенков.

В процессе этнологической практики студентами и руководителем были сделаны:

Видеозаписи интервью, обрядовых действий, исполнения фольклора и народная хореография (19 часов);

Аудиозаписи песенного фольклора; несказочной прозы; описаний обрядовых традиций; интервью с эвенками и представителями других этносов, проживающих в Северобайкальском районе Бурятии по всем исследовательским темам (более 300 часов);

Фотографии жителей Северобайкальского района Бурятии, народной архитектуры, захоронений, священных мест, бытовых предметов, и т.д. (более 2000 шт.), в том числе в музеях с. Байкальское и Холодное. Созданы цифровые каталоги экспозиций этих музеев.

В рамках практики состоялись ознакомительные экскурсии в природный комплекс «Дзелинда» и по археологическим памятникам времен палеолита и средневековья в окрестностях с. Байкальское.

Кроме собственно полевой работы мы организовали показ для жителей села, прежде всего, для детей, мультфильмов, документальных и художественных фильмов, посвященных эвенкам.


ЭКСПЕДИЦИИ 2008 ГОДА

В 2008 году Учебно-научным центром социальной антропологии было организовано две экспедиции. Первая прошла в Сямозерье (Республика Карелия, июнь-июль), вторая – на Аргуни (Забайкальский край, июль-август).

Карельская экспедиция

В группу участников Карельской экспедиции входило 9 студентов: Иванченко Оксана, Малова Екатерина, Панов Александр, Усачева Алена, Шахбазян Екатерина, Мамонтова Надежда, Петракова Марина, Портной Ярослав и Цеденов Тимур, последние четверо из которых специализируются в изучении культуры и языка финно-угорских народов.

Большую организационную и методическую помощь в проведении этой экспедиции оказал Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН (Петрозаводск). Обсуждение планов, места проведения экспедиции, ее тема-тики и т.д. с директором Института д.ф.н. И.И. Муллонен и его сотрудника-ми началось еще весной 2008 года на ежегодном научно-практическом се-минаре ИЯЛИ «Методика полевых работ и архивное хранение фольклорных, этнографических и лингвистических материалов», в работе которого приня-ли участие В.Л. Кляус и Н.А. Мамонтова.

Перед началом экспедиции в течении апреля-июня 2008 г. С участни-ками экспедиции проводился коллоквиум, где обсуждалась методика поле-вой работы, темы будущих исследований, которые выбирались как с учетом интересов студентов, так и в соответствии с ожидаемыми результатами.

Местом проведения этнологической практики был Сямозерский реги-он, где проживают сямозерские карелы-ливвики. В настоящее время это Пряженский и восточная часть Суоярвского района Республики Карелия.

Перед самым началом полевой работы участники экспедиции встрети-лись с дирекцией Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН и его сотрудниками, познакомились с фондами Фонограмм-архива ИЯЛИ РАН и археологическим музеем.

Базовым местом работы экспедиции было историко-культурное посе-ление д. Рубчойла Пряженского района Республики Карелия, которая нахо-дится в межозерье Шотозера, Вагатозера и Сямозера.

Исследования проводились практически во всех поселениях, располо-женных вокруг Сямозера – Корза, Эссойла, Сяргелахта, Нижние Пески, Уг-мойла, Трофимнаволок, Метчелица, Лахта, Крошноозеро, Кяргала, Нижняя Салма, Пряжа, Кудома (Пряженский р-н), Вешкелица (Суоярвский р-н). Был осуществлен также выезд в п. Верховье Олонецкого района.

В ходе экспедиций собирались данные по социальной и традиционной духовной культуре сямозерских карел, преимущественно по следующим те-мам:

В экспедиции на разных ее этапах приняли участие и сотрудники ИЯЛИ КарНЦ – к.ф.н. К.К. Логинов, к.ф.н. Е.А. Марковская, проф. А.П. Конка, что значительно повысило значимость работы студентов, так как они имели возможность непосредственно в полевых условиях получить от спе-циалистов консультации по вопросам языка, фольклора, обрядовых тради-ций, социальной жизни карел и русского населения региона.

Участниками Карельской экспедиции УНЦСА РГГУ были сделаны:

В рамках экспедиции была проведена ознакомительные поездка и экс-курсия в музей-заповедник Кижи.

Участники экспедиции сердечно благодарят дирекцию и сотрудников Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН, Анатолия Андреевича и Ольгу Николаевну Васильевых, руководителей Муниципального учрежде-ния «Национальный центр сямозерских карел – Сямозерье» за огромную помощь и поддержку в работе, а также всех жителей сямозерских поселений, где им пришлось работать, за радушие и добросердечность.

Приаргунская экспедиция

В группу участников Аргунской (Забайкальской) экспедиции входило 5 студентов: Полина Гладкова, Елена Еркина, Алена Серкова, Ирина Шелекетова и Вера Паскарь, специализировавшиеся в изучении народов Восточной Сибири и Юго-Восточной Азии.

Местом проведения экспедиции был приграничный с Китайской народной республикой Приаргунский регион, в котором проживают потомки казаков Забайкальского казачьего войска. В настоящее время это Нер-Заводской и Приаргунский районы Забайкальского края.

Базовым местом экспедиции были районный центр п. Нерчинский Завод и село Аргунское Нер-Заводского района.

Исследования проводились в бывших станицах Забайкальского казачьего войска, и других поселениях, расположенных по пограничной реке Аргунь: Аргунское, Дамосово, Ишага, Горбуновка (Нер-Заводский район), Заргол (Приаргунский район), а также в п. Нерчинский Завод, п. Приаргунск и п. Горный Зарентуй.

В ходе экспедиций собирались данные по социальной и традиционной духовной культуре русского населения Приаргунья и в первую очередь потомков забайкальских казаков. Основными исследовательскими темами были следующие:

Участниками Аргунской (Забайкальской) экспедиции были сделаны:

В рамках экспедиции была проведены ознакомительные поездки и экскурсии в п. Агинское и историко-культурный заповедник «Алханай», находящийся на территории Агинского бурятского национального округа Забайкальского края.

Участники экспедиции благодарят всех жителей Приаргунья за теплый прием, а также Иванова Григория Львовича, главу Администрации Нер-Заводского района Забайкальского края, его заместителей Муходинова Павла Абдуловича и Лопатина Виктора Кирилловича, заместителя главы Администрации Приаргунского района Рахматуллину Светлану Васильевну и Носкову Елену Дмитриевну, главу Администрации сельского поселения Аргунское, за организационную помощь в проведении экспедиции.

В Карельской и Аргунской (Забайкальской) экспедициях студенты Учебно-научного центра социальной антропологии обучались специфике экспедиционной работы, составлению опросников и анкет, интервьюированию по социально-антропологической, этнографической и фольклористической тематике, методикам аудио, видео и фото фиксации социально-антропологического, этнографического и фольклорного материала, методикам обработки социально-антропологического, этнографического и фольклорного материала в экспедиционных условиях, ведению полевого дневника.

В соответствии с программой экспедиций студентами написаны полевые отчеты, сделаны реестры аудиозаписей и видеозаписей собранных материалов, каталогизированы фотографии. Весь собранный материал сдан в Архив полевых исследований УНЦСА РГГУ.

В.Л.Кляус


ЭКСПЕДИЦИЯ 2007 ГОДА (ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ)

Амурская экспедиция

2007 г. в Ульчском районе Хабаровского края проходила студенческая экспедиция Центра социальной антропологии под руководством профессора Центра социальной антропологии, доктора филологических наук Владимира Леонидовича Кляуса и преподавателя Центра социальной антропологии Натальи Александровны Антроповой.

В группу участников входили 7 студентов: Дронова Дарья Алексеевна, Жукова Анна Николаевна, Звиденная Оксана Олеговна, Рыков Александр Евгеньевич, Портнова Екатерина Викторовна, Смахтина Елизавета Владимировна, Халикова Венера Рамисовна.

Базовым местом проведения экспедиции был поселок Булава, который находится на одной из проток Амура в его нижнем течении. Поселок возник на месте старого ульчского поселения. В 50-е годы XX века здесь был организован леспромхоз, что привело к миграции русского (а также другого восточнославянского и неславянского населения) с Дальнего Востока, Сибири и Европейской части СССР. Тогда же поселок по соображениям удобства в строительстве новых жилых домов и административных зданий оказался разделенным на две части - так называемую Старую и Новую Булаву. Коренное население оказалось в основном в Старой Булаве. Сегодня общее число жителей Булавы по данным переписи 2002 г. - 2349 человек. Из них 856 - представители коренных народов Амура: 723 - ульчи, 97 - нанайцы, 20 - нивхи, 4 - удэгейцы, а также эвены и эвенки.

В Булаве, где проживает почти 30% всех ульчей (остальные дисперсно расселены в других селах Ульчского района Хабаровского края и за его пределами), есть музейный комплекс, вот уже более 50 лет существует известный танцевальный ансамбль "Гива", несколько десятков лет детский танцевальный коллектив "Диро", живут и работают выдающиеся мастера декоративно-прикладного и художественного творчества (И.П. Росугбу, Ю.Н. Куйсали, Л.П. Дичули и многие другие). Поэтому поселок считается неофициальной столицей ульчей России.

Кроме поселка Булавы, участники экспедиции побывали и работали в поселке Богородское (районный центр), поселке Де-Кастри и в районе озера Иркутское на ульчском зимовье, расположенном недалеко от деревни Монгол.

В процессе работы участниками экспедиции было собрано большое количество материалов - аудиозаписи интервью и фольклорных текстов, фотографии, видеозаписи, посвященные традиционной культуре ульчей.

Участники экспедиции выражают благодарность профессору Ю.И. Шейкину (Якутск), профессору Р.М. Ерназаровой (Новосибирск), доценту Н.Р. Сумбатовой (Москва), которые познакомили в своих лекциях с культурой коренных народов Амура, помощнику вице-губернатора Хабаровского края Г.М. Волковой за поддержку в организации поездки, а также всем жителям села Булава за сердечный прием и помощь в работе.

В.Л. Кляус


ЭКСПЕДИЦИЯ 2006 ГОДА (БЕССАРАБИЯ, БУДЖАК)

Буджакская экспедиция

В 2006 году состоялась экспедиция в Одесскую область Украины

Проект совместной студенческой этнологической экспедиции Учебно-научного центра социальной антропологии Российского государственного гуманитарного университета и исторического факультета Одесского национального университета им. И. Мечникова был задуман давно. Ощущение необходимости научных и учебно-методических контактов между исследователями традиционных культур России и Украины, значительно ограниченных в последние десятилетия, заставляло искать различные пути их активизации. И возможность, которую предоставило в 2006 г. руководство и учебные отделы наших вузов, является во многом уникальной. Выезд на этнологическую практику в Одесскую область Республики Украина группы российских студентов позволил на совершенно ином, чем это было до сих пор, более высоком уровне провести собственно научные исследования, решить учебные задачи, связанные с обучением специфике и характеру полевой работы будущих специалистов в области этнологии и антропологии.

Местом проведения совместной экспедиции стал Болградский район Одесской области Республики Украина. В историко-этнографическом районировании эту территорию междуречья Днестра и Дуная принято называть «Буджак» или «Южная Бессарабия» (сейчас − 9 юго-западных районов Одесщины). Первое название (от тюркского «угол») применяется к этому региону начиная с XVI столетия, когда здесь проживали скотоводы-ногайцы. С середины XVIII века сюда начинают переселяться представители украинского, русского, молдавского, болгарского, гагаузского, греческого, немецкого, еврейского, цыганского и других народов. Особенно эти процессы усиливаются после присоединения Бессарабии к Российской империи (1812), а также принудительного выселения ногайцев (1807). Каждая из этнических групп внесла свой колорит в облик Буджака, сохраняя при этом собственный язык, выразительность своей культуры.

Данный регион является ярким примером пограничья взаимодействия различных индоевропейских традиций. Здесь «встречаются» восточно- и южнославянские ветви славянства с романскими и германскими, а также тюркскими культурами. В условиях островного проживания этих общностей сложился уникальный опыт этнического воспроизводства и практики межэтнических связей.

На протяжении 1918−1940, а также 1941−1944 гг. эти районы входили в состав Румынии. В 1945 г. из украинской части Буджака была создана Измаильская область УССР, которая после административной реформы (1957) вошла в состав Одесской. По данным Всеукраинской переписи 2001 г., в Буджаке всего проживали 623 662 человек. Из них 40,4 % (или 251 778 человек) считали себя украинцами,    20,2 % (125 988) – русскими, 20,7 % (129 023) – болгарами, 12,3% (78 888) – молдаванами и 3,9 % (24 888) – гагаузами. Кроме того, здесь проживает небольшая численность албанцев, цыган, греков, евреев, немцев и пр.

Такая специфика исторического прошлого и своеобразие этнокультурного развития предоставляет широкие возможности для этнологического изучения. Этим он привлекал многих ученых ( в частности, Л.С. Берг, Н.С. Державин, Л.В. Маркова, Л.Н. Чижикова, В.И. Наулко и др.). Специалисты кафедры археологии и этнологии Украины ОНУ им. И.И. Мечникова более 10 лет назад включились в системные экспедиционные исследования в Буджаке. Накопленный опыт убедительно показывает, что самобытность населения проявляет различные уровни культурно-бытовой выразительности – от консервации архаичных элементов, устойчивости общеэтнических комплексов до формирования локально-ареальных черт.

Например, в селе Криничное (старые названия Чешма-Варуита, Чушмелий), которое было выбрано в качестве базового на этот год, проживают болгары, отличающиеся как от соседнего болгарского населения, так и от аналогичных субэтнических общностей в метрополии. Вместе с тем целый ряд компонентов проявляют общеболгарские и региональные характеристики. Это поселение в прошлом неоднократно попадало в поле пристального внимания лингвистов, фольклористов и этнологов. Результаты этих продуктивных работ, а также наши предварительные исследования показали феноменальность чушмелийской болгарской группы. Специфичность говора, уникальность хозяйственного уклада, хорошая сохранность бытовых и культурных традиций, сложившихся у чешмелийцев, обусловили предмет изучения нашей экспедиции.

Изучение архивных материалов привело нас к выводу, что Чешма-Варуит было основано в начале XIX в. переселенцами из юго-западных (румелийских) районов Болгарии. Название поселения является составным из корней разных языков: «чешма» − источник с турецкого; «варуит» − известь с румынского. «Побеленный источник» до сих пор располагается в центре села и особо почитаем жителями. Оно располагается на левом берегу озера Ялпух (крупнейшего в Украине), к югу, в 25 км от районного центра – г. Болград. На момент наших обследований в Криничном проживало около 7 тысяч жителей, в абсолютном большинстве своем болгары.

Учитывая обоюдный интерес к традиционной и современной культуре бессарабских болгар (здесь, конечно, необходимо заметить, что значительная часть студентов УНЦСА РГГУ специализировалась в изучении культур и народов Балканского региона), в данном селе было решено провести совместную экспедицию. Развитая инфраструктура района в целом, позволяющая проводить подобного рода учебные практики, позволила познакомиться и с окружающим населением. Из такого рода выездов отметим посещения русского хутора Коса, одного из малоисследованных поселений старообрядцев-липован.

В группу участников этнологической практики входили 14 студентов УНЦСА РГГУ: четверокурсники Максим Беляев, Юлия Боцкалева, Мария Боцкалева, Алевтина Дадаева, Светлана Грачева, Анна Кузнецова, Екатерина Печинкина, Роман Пономарев, Александра Примачек, Юлия Феденок, Валентина Чубарова, Вероника Шестакова, третьекурсники Анна Жукова и Венера Халикова; 10 студентов ОНУ им. И. Мечникова: первокурсники Валерий Пельтек, Игорь Милов, Иван Коновалов, Лариса Стоева, Вера Митишова, Виталий Диденко, Владимир Поглубко, Виктор Станков, третьекурсники Алла Троцык и Людмила Никул.

Руководители – профессор УНЦСА РГГУ, доктор филологических наук     В.Л. Кляус, доцент кафедры археологии и этнологии ОНУ им. И. Мечникова, кандидат исторических наук А.А. Пригарин и кандидат исторических наук Н.И. Серебрянникова (Международный гуманитарный университет). Огромную поддержку в организации и научно-методическом обеспечении экспедиции оказал кандидат исторических наук (доктор этнологии) А.И. Ганчев (Одесская академия связи).

В ходе экспедиций собирались данные по всем комплексам традиционной культуры болгар Бессарабии. Для исследования были выбраны следующие темы:

Сбор материала осуществлялся: а) методом аудиовизуального наблюдения, б) свободного интервью, в) тематического интервью, г) анкетирования, д) изучения похозяйственных книг (этносоциальная паспортизация) и других материалов органов власти и самоуправления, е) каталогизация музейной коллекции и атрибутация предметов частных собраний, ж) создание коллекции откопированных фотографий и других визуальных материалов конца ХІХ – начала ХХІ вв., хранящихся у жителей. Большинство сотрудников экспедиции проводили выборочный опрос населения по закрепленной теме. Во время тематических интервью использовались вопросники, методические рекомендации и бланки для фиксации терминов, разработанные специалистами обоих участвующих сторон.

В результате накоплены материалы структурных и свободных интервью, которые позволяют охарактеризовать традиционно-бытовую культуру, а также динамику ее развития на протяжении последних трех поколений болгар и липован. Кроме того, эффективной оказалось применение бланков фиксации терминов по различным компонентам быта. Благодаря заполнению этих анкет, удалось зафиксировать вариативность лексем и порой – реалий. Данная методика в полевой работе в иноэтническом окружении применяется уже более 30 лет и продемонстрировала свою продуктивность и в нашем случае.

В процессе работы участниками экспедиции были сделаны копии домашних видеосъемок празднования свадеб, дней рождений, похорон, календарных праздников Бабин день и Трифон Заризан; видеозаписи исполнения песенного фольклора болгар и проведения заговорно-заклинательных актов лечения «порчи» и «сглаза» болгарскими и липованскими знахарками; видеозаписи поведения болгарских детей, их игр и взаимоотношений друг с другом.

От более чем трех десятков человек были сделаны аудиозаписи описаний обрядов, поверий и примет, различных песен, сказочной и несказочной прозы болгар и проживающих рядом старообрядцев-липован, в том числе бытующих у последних духовных стихов и фрагментов былинных текстов.

На протяжении всей экспедиции велась активная фотосъемка. Были сделаны фотографии поселений, где удалось побывать участникам экспедиции, – села Криничное, Коса, Старая Некрасовка, Вилково, города Болград и Измаил. Основное внимание при фотографировании уделялось виду домов и хозяйственных построек, храмам и церквям, кладбищам, домашней утвари, одежде людей и, конечно же, самим людям, в первую очередь тем, с кем непосредственно работали студенты. Кроме этого, были сделаны фотокопии старообрядческой рукописи с духовными стихами, отдельных страниц с вкладными надписями в старопечатных книгах старообрядцев. Удалось создать электронные версии домашних фотособраний, которые позволят проиллюстрировать основные моменты семейных и календарных торжеств, важных событий в истории села.

Была разработана специальная программа по фотографированию и каталогизации этнографических экспонатов школьного музея села Криничное. Фактически была подготовлена электронная база данных этого музея, в которой отражено около 300 хранящихся в нем предметов материальной и духовной культуры чешмелийцев. Фотографирование, видеозаписи и аудиозаписи осуществлялись в основном в цифровых форматах.

Исследование межэтнических отношений потребовало проведение анкетирования жителей села Криничное и тестирование детей с помощью методики рисуночного теста, а изучение пространственного поведения болгарских детей и подростков – измерения индивидуальной дистанции между партнерами в паре с использованием специализированного исследовательского бланка.

Отдельную задачу решала группа студентов в сельсовете. На основе сведений текущей статистики, а также похозяйственных книг была создана электронная база данных. Она в сочетании с уже имеющимися массовыми материалами (списками жителей села, хозяйственно-экономическими описаниями ХІХ–ХХ вв.) позволит решить ряд вопросов: движение населения, демографические процессы, генеалогические реконструкции, микроистории отдельных семей, формы и механизмы межэтнического взаимодействия и т.д.

В соответствии с задачами экспедиции студентами расшифрованы аудиозаписи и видеозаписи, в том числе и фольклорных текстов на болгарском языке. Подлинники материалов, собранных российскими участниками экспедиции, хранятся в полевом архиве УНЦСА РГГУ, подлинники записей, сделанных украинскими участниками, – на кафедре археологии и этнологии ОНУ им. И. Мечникова. В соответствии с предварительной договоренностью российская и украинская стороны обменялись копиями своих материалов.

Кроме собственно научно-исследовательской работы в рамках экспедиции проводились ознакомительные поездки и экскурсии. Студенты побывали в близлежащих городах – Болграде, Измаиле, в селах Вилково и Старая Некрасовка, в которых посетили краеведческие и исторические музеи. Находясь недолгое время в Одессе, российские участники экспедиции совершили пешую экскурсию по центру города и посетили Одесский археологический музей НАН Украины.

В заключение хотелось бы поблагодарить администрацию села Криничное, дирекцию СПК «Криничное» и лично Михаила Александровича Жекова, фирму «Марконни» − Ивана Георгиевича Балева и Марина Ивановича Дукова за помощь и поддержку в работе. Особые теплые слова и пожелания стоит передать радушным и гостеприимным жителям села. Без их понимания важности дела и сердечной готовности поделиться своими сокровищами подобная работа была бы невозможной и не столь успешной!

В.Л. Кляус


ЭКСПЕДИЦИЯ 2005 ГОДА (РЕСПУБЛИКА ГОРНЫЙ АЛТАЙ)

Алтайская экспедиция

В 2005 г. в Кош-Агачском районе Республики Алтай состоялась этнологическая экспедиция, предусмотренная учебным планом для студентов четвертого курса Центра социальной антропологии, которые специализировались в изучении тюркоязычных народов России.

В экспедиционную группу входили: Кучерова Ирина, Маслов Денис, Ермаков Владимир, Самойлова Ольга, Кузнецов Артем, Вишневская Вера, Чеглова Мария, Нурманов Георгий, а также студент 3 курса Евгений Захаров.

В период подготовки экспедиции проводились коллоквиумы, на которых студенты делали сообщения по шаманизму, эпической традиции и сказочному фольклору теленгитов.

В процессе проведения экспедиции были организованы встречи с З.С. Казагачевой, доктором филологических наук, главным научным сотрудником Института Алтаистики Министерства культуры и образования Республики Алтай, К.В. Ядановой, аспиранткой отдела фольклора Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН. Они рассказали студентам об особенностях быта, обрядовых традициях и фольклоре теленгитов Алтая.

Во время экспедиции студенты посетили Барнаульский областной краеведческий музей, Горно-Алтайский республиканский краеведческий музей, где познакомились с этнографическими коллекциями и другими экспозициями по традиционной культуре народов Алтая; а также – музей петроглифов под открытым небом, находящимся на Чуйском тракте.

Базовыми местами работы этнологической экспедиции были теленгитские поселки Ортолык и Кокоря, откуда студенты совершали выезды в другие населенные пункты: районный центр Кош-Агач, села Новый Бельтыр, Старый Бельтыр, Мухор-Тархата, а также на чабанские стоянки.

В процессе работы участниками экспедиции были сделаны:

– Видеозаписи: фрагменты свадебной обрядности теленгитов (2 часа: группа исполнителей); лечебное искусство костоправов и лечение средствами народной медицины (45 мин: 2 исполнительницы); поклонение домашнему огню (3 мин.: 2 исполнителя); шаманское камлание на хорошую дорогу (30 мин.: 1 исполнитель); поклонение духу местности (1 час: 2 группы исполнителей); изготовление войлока (1,5 часа; группа исполнителей); установка юрты (1 час: группа исполнителей); исполнение песенного фольклора, в том числе эпического (1,5 часа: 3 исполнителя); исполнение повествовательного фольклора (1,5 часа: 3 исполнителя); способы гадания на бараньей лопатке (10 мин: 2 исполнителя); способы разделки барана и приготовления традиционной пищи (4 часа, группа исполнителей) и другое. Видеозаписи осуществлялись в аналоговом (VHS) и цифровом форматах, в отдельных случаях с помощью двух или трех камер.

– Аудиозаписи: песенный фольклор, в том числе эпический (1,5 часа: 3 исполнителя); несказочная проза – легенды, мифологические и устные рассказы (7 часов: более двух десятков исполнителей); алгысы-благопожелания (30 мин.: более 10 исполнителей); описания обрядов, поверий и примет (3 часа: более двух десятков исполнителей). Аудиозаписи осуществлялись в аналоговом и цифровом форматах.

– Фотографии: носители фольклора и традиционных знаний, дети, домашняя утварь, одежда, дома, юрта, кладбища, священные места, оленные камни (более 2000 шт.); активная работа велась студентами в школьном этнографическом музее поселка Кокоря. Были сфотографированы и описаны около 300 хранящихся в этом музее предметов материальной культуры теленгитов. Фотографирование осуществлялось на пленочные и цифровые фотоаппараты.

Участники экспедиции искренне благодарят всех жителей и руководство Кош-Агачского района за понимание и помощь в работе и особенно – Владимира Газетовича Яданова, директора государственного района центра занятости населения.

В.Л. Кляус


ЭКСПЕДИЦИЯ 2004 ГОДА (РЕСПУБЛИКА УДМУРТИЯ)

Северо-удмуртская экспедиция

В 2004 году этнологическая экспедиция проходила на севере Удмуртии, в полиэтничном районе, так как студенты специализировались в изучении различных народов России.

В экспедиционную группу входили: Наталья Антропова, Марина Еремина, Наталья Кизас, Ирина Лобачева, Олеся Михайлова, Радмила Нагапетова, Людмила Рахманова, Сергей Серов, Майя Сковородникова, Павел Табачков, Александра Талалаева, Павел Тетерин, Роман Шалимов, а также студенты 3 курса – Владимир Ермаков и Ирина Кучерова.

В период подготовки экспедиции проводились коллоквиумы, на которых студенты делали сообщения по культурным традициям удмуртов и татар, прослушали лекции Л.Н.Черенкова, старшего научного сотрудника Института культурного и природного наследия МК РФ (Москва), Л.В. Князевой, главного специалиста Управления по охране памятников Министерства культуры Республики Удмуртия (Ижевск).

В процессе проведения экспедиции были организованы встречи и лекции со специалистами по культуре, языку, истории и фольклору бесермян и чепецких татар – Е.А. Поповой, кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Удмуртского института языка и литературы УрО РАН (Ижевск); К.Н. Касимовой, кандидатом исторических наук, доцентом Глазовского педагогического университета; А.Н. Касимовым, аспирантом Ижевского государственного университета.

Во время экспедиции студенты посетили Глазовский краеведческий музей, где познакомились с этнографическими коллекциями и экспозициями по традиционной культуре народов севера Удмуртии.

Базовым местом нахождения экспедиционной группы являлось село Кестым Балезинского района, один из духовных и культурных центров чепецких татар, откуда участники совершали выезды в другие населенные пункты севера Удмуртии:

В процессе работы участниками экспедиции были сделаны:

– Видеозаписи похоронной и поминальной обрядности чепецких татар (6 часов: 2 похорон, 3 поминок), русских старообрядцев (4 часа: похоронный молебен, поминальный обед); видеозаписи заговорно-заклинательных актов чепецких татар (1 час: 1 исполнительница), удмуртов (30 мин.: 2 исполнительницы), бесермян (15 мин.: 1 исполнительница); видеозапись свадебной обрядности чепецких татар (5 часов: никях и праздничное застолье); видеозапись ежедневного и пятничного намаза (3 часа); видеозапись лечебного искусства костоправов чепецких татар (1 час: 1 исполнительница). Видеозаписи осуществлялись в аналоговом (VHS) и цифровом форматах, в отдельных случаях с помощью двух или трех камер.

Активная работа велась студентами в этнографических музеях Кестыма и Юнды. В общей сложности были сфотографированы и описаны около 900 хранящихся в них предметов материальной культуры чепецких татар и бесермян.

Фотографирование осуществлялось на пленочные, цифровые фотоаппараты и цифровую видеокамеру.

Участники экспедиции благодарят жителей и администрацию сел и деревень, где они работали, за помощь и поддержку и особенно – Р. Н. Ахмадвалиеву, сотрудницу Республиканского этнографического музея (Ижевск), А.Г. Касимову, директора Кестымской средней школы, А.П. Урасинову, заведующую Юндинского отделения Балезинского краеведческого музея.

В.Л. Кляус


ЭКСПЕДИЦИИ 2002-2003 ГГ. (КАЛУЖСКАЯ ОБЛ.)

Козельские экспедиции

В 2002 и 2003 годах прошли первые этнологические экспедиции Учебно-научного центра социальной антропологии. Студенты работали в русских селах Козельского района Калужской области. Главной их особенностью было то, что они были приурочены к одному из главных русских календарных праздников - Троице. Участниками экспедиции была зафиксирована интересная локальная традиция празднования Троицы и Духова дня (см. Кляус В.Л., Бутузова С.В. Троица в деревнях Волконского сельсовета Козельского района: опыт наблюдения современного состояния народной обрядности // Мофрология праздника. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. С. 277-287), сделаны записи несказочной прозы, песенного и заговорно-заклинатльного фольклора. Аудио-, фото- и видеозаписи экспедиций хранятся в Архиве полевых материалов и исследований УНЦСА РГГУ.