ДЕСЯТЫЕ ДОРЖИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ
28-29 октября 2024 г. в Библиотеке Российской академии наук состоялись X Доржиевские чтения, организованные Музеем антропологии и этнологии им. Петра Великого РАН, Фондом содействия буддийскому образованию и исследованиям и Санкт-Петербургским фондом поддержки развития бурятской культуры «Ая-Ганга». Конференция проводится раз в два года и приурочена в этот раз к 170-летию со дня рождения Агвана Доржиева (1853-1938 гг.), одного из высших лам при Далай-ламе XIII и сторонника сближения Тибета с Россией.
Основы отечественной буддологии, как обозначали это организаторы Чтений, связаны с именем академика Ф.И. Щербатского (1866-1942 гг.), заведующего Индо-тибетским кабинетом Института востоковедения РАН (ныне – Сектором Южной Азии Института восточных рукописей РАН) и руководителя российской и советской дипломатической миссии в Тибете и Англии.
Сегодня диалог традиционной буддийской сангхи и академической науки, например, видится в практико-ориентированных исследованиях пограничья и трансграничья, где формируется особая культурная среда.
Для социального антрополога такие территории, представленные в контурах предмета дискуссионных панелей Доржиевских чтений субъектами Российской Федерации с преобладающим буддистским населением (Республика Бурятия, Республика Калмыкия, Республика Тыва), представляют особые межэтнические социально-экономические процессы, кажущиеся скрытыми от большой политики, имеющие многопоколенческую историю и побуждающие к активному взаимодополнению паттернов культуры, обычаев и традиций, навыков и мировоззрения.
Историографии border studies Доржиевского общества и инструментам сохранения памяти об А. Доржиеве был как раз-таки и посвящён доклад Егора А. Крыкова, научного секретаря нашего научного студобъединения, выпускника Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ, ныне – стажёра-исследователя Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.
Отправной точкой для «доржиевцев» стал круглый стол «Калмыки: между Россией и Тибетом», прошедший в октябре 2021 г. Результатами встречи стала публикации обобщающей работу сессии статьи Н. Манджиева в калмыцкой общественно-политической газете «Хальмг Унн» и сборника статей «Ойраты и Тибет: историческое наследие и современные перспективы», изданного в «Петербургском востоковедении» при финансовой поддержки РФФИ и НЦНИ Франции. В сборнике были опубликованы работы принявших участие в круглом столе А.В. Цороса, научного сотрудника Отдела археологии, этнологии и антропологии Калмыцкого научного центра РАН и давнего партнёра Доржиевского общества, – о школе ньингма и её роли в сотрудничестве России и Тибета – и А.Н. Басхаева, бывшего директора Центра охраны историко-культурного наследия Республики Калмыкия, ныне – советника Постоянного представительства Республики Калмыкия при Президенте РФ, – о ретроспективах возрождения буддийской сангхи в Калмыкии в конце ХХ – начале XXI вв.
В августе 2022 г. Д.В. Кузнецов и Е.М. Колесникова совершили экспедицию в Калмыкию, где ими были обследованы проблемы сближения местной сангхи с буддийским миром в постсоветскую новейшую историю, паломничества калмыков в Тибет и коммерциализации такого взаимодействия, идейного состояния школы ньингма и коммеморации наследия А. Доржиева, продвигавшего в регионе ламаизм.
Не обошли стороной молодые исследователи и восточносибирское направление. В ноябре 2022 г. состоялся круглый стол «Бурятия: форпост России на Востоке», участие в котором по видеосвязи приняли А.В. Дамдинов, ректор Бурятского государственного университета им. Д. Банзарова, и Л. Дарижапов, ширэтэ-лама первопрестольного для августейшей династии Романовых Анинского дацана, и где в уже условиях эскалации международной турбулентности в очередной раз была подчёркнута ценность многовекового потенциала трансграничных народов.
В январе 2022 г. Доржиевское общество совершило экспедицию в Республику Бурятия, результаты которой частно легли в основу прочитанного на Доржиевских чтениях доклада научного руководителя нашего научного студобъединения Максима С. Михалёва, посвящённого историко-культурному феномену бурятов – проводников географических экспедиций.
П.А. Бадмаев, открывший российскому обществу собственной торговой миссией Тибет, Монголию и Китай, Г.Ц. Цыбиков, впервые совершившийся фотосъёмку доселе таинственной и закрытой для европейцев Лхасы, и А. Доржиев, результаты плодотворной рекогносцировочной деятельности которых изучают студенты на занятиях, стали проводниками исследовательских начинаний в центральноазиатском регионе, укрепили сотрудничество России и Тибета, используя многогранность и многоуровневость собственной этнической, религиозной и гражданской идентичности.
С точки зрения теории международного права, ими была доказана микроагентность немногочисленных этнических общностей в бурной внешнеполитической политической деятельности на примере «Большой игры», противостояния России и Британии в азиатской части континента, когда функция трансграничных народов, встроенных в российское пространство и сохранивших коммуникации с другими общностями по ту сторону границы, уже не ограничивалась обороной внешнего контура страны.
Значимость роли бурят во внешней политике России была поднята и Всеволодом Д. Большаковым, аналитиком Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ, посвятившим доклад и магистерскую диссертацию казакам-бурятам как особой этноконфессиональной группы в ретроспективе.
При реализации проекта «Пояса и пути Евразии» в том же январе 2022 г. был впервые поднят как предмет отдельного исследования феномен бурятского казачества, стоящего на страже государственной границы вот уже 170 лет. Тогда экспедиционной группе с наводки Ассамблеи народов Евразии и Африки удалось поговорить с войсковым ламой Б. Батомункуевым и посетить дацан Забайкальского казачьего войска.
При реализации государственного гранта, посвящённого исследованиям индивидуальных и групповых историй успеха как фактора «мягкой силы» трансграничных народов Сибири и Дальнего Востока России, в 2023-2024 гг. внимание Общества было обращено современному положению буддийской общины на Сахалине, чему и был посвящён доклад Алины А. Миловановой, студентки 4-го курса Учебно-научного института антропологии и этнологии РГГУ.
Буддийская сангха на острове представлена исключительно не сумевшими или не пожелавшими репатриироваться на историческую родину потомками японской общины, населения бывшего губернаторства Карафуто, ныне объединённого в буддистскую общественно-религиозную организацию «Риссё Косей-кай», признанную властями в 2011 г. Тогда же им удалось и приобрести помещение для собраний в Южно-Сахалинске, реорганизованное в храм «Лотос» в 2018 г.
По инициативе японской неправительственной миротворческой организации «Корабль мира» с 1985 г. организована площадка диалога между Сахалином и Хоккайдо, призванная вернуть побратимство городам островной гряды.
В июне 2024 г. А.А. Миловановой удалось встретиться с настоятельницей храма. Собрания общины, насчитывающей около 130 прихожан, сведены к обрядам категорий кито, поминовению за заступничество, обретению поддержки и жизненного совета, и ходза, групповому общению, где каждый может выговориться и оказаться услышанным.
От материального наследия довоенной буддистской общины, храмов отера, располагавшихся в городской черте и оказавшихся вскоре после включения Сахалина в состав Советского Союза разграбленными, сегодня не осталось и следа, что нельзя сказать, например, о синтоистских дзиндзя, стоявших поодаль, в небольших населённых пунктах или в лесополосах пригородов.
О реставрации института Богдо-гэгэнов в Монголии и его втянутости в международные конфронтации поведала Анастасия М. Злобина, студентка 4-го курса Учебно-научного института антропологии и этнологии РГГУ, что стало обобщением экспериментального проекта Доржиевского общества, дебатов, прошедших в марте 2024 г. при участии экспертов из Института восточных рукописей РАН.
Для Центральной Азии фигура Богдо-гэгэна уже успела стать символом 400-летнего единства монгольских аймаков, встроенным в религиозную структуру буддистской школы гелуг и подчёркивающим связь с тибетской традицией: все воплощения Богдо-гэгэна III-IX были этнически выходцами с Тибетского нагорья.
С окончательным установлением советской власти в России и Монголии к 1924 г. институт Богдо-гэгэнов искореняется. В новейшее истории региона происходит обратный процесс: в 1991 г. Далай-лама XIV, ныне находящийся в изгнании в Индии, заявил о перерождении Богдо-гэгэна IX, а уже в 2012 г. по причине смерти интронизованного иерарха, пообещавшего тремя годами ранее перевоплотиться уже этническим монголом, встаёт вновь вопрос, кто должен занять его место и как подтвердить права претендента на титул.
В 2023 г. таковым был избран семилетний ребёнок одной из богатейших семей Монголии, что сразу создало почву для обвинений в «покупке» титула. Противоречие в обществе вызывает и фактическое двоевластие: с 1944 г. постоянным местоблюстителем главы сангхи предстаёт хамбо-лама монастыря Гандан в Улан-Баторе, по совместительству – руководитель Ассоциации буддистов Монголии, вынужденный признак права юноши на верховенство в иерархии.
Осложняет конфронтацию и позиция Панчен-ламы, второго иерарха в ламаизме и, по мнению западных экспертов, ныне ангажированного риторикой Коммунистической партии Китая. Вопрос святости фигуры Богдо-гэгэна для монгольского общества неоспорим, но в то же время он щепетилен для Пекина, вынужденного учитывать это как во внешней политике, так и в отношении национальных меньшинств, например, монголов в Автономном районе Внутренняя Монголия. Так, Управление по делам религий КНР уже попыталось в 2007 г. регламентировать избрание всех перерожденцев через тайное голосование.
***
Для Доржиевского общества честью стало и участие по видеосвязи в пленарном заседании Чтений, открывшем работу конференции, Даниила С. Макаренко, бывшего научного секретаря – основателя нашего научного студобъединения, ныне – магистранта Центрального университета национальностей (Пекин, КНР).
В 1898 и 1902 гг. А. Доржиев прибывал с дипломатической миссией в Санкт-Петербурге, где был принят Николаем II. Одним из результатов заграничной поездки высшего ламы стало открытие в городе Дацана Гунзэчойнэй, посещением которого и ознаменовалось закрытие X Доржиевских чтений.
Резюме подготовили Егор А. Крыков (2 курс магистратуры, УНИАЭ РГГУ);
и Эдуард Д. Чухин (4 курс, УНИАЭ РГГУ).