РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



XII конференция молодых учёных «Рождес...


XII конференция молодых учёных «Рождественские Агоны»
15.11.2024

XII конференция молодых учёных «Рождественские Агоны»

1-4 ноября 2024 г. члены студенческого проектного научного коллектива «Человек, общество и власть в Римской империи в условиях трансформации» участвовали в XII конференции молодых учёных «Рождественские Агоны», посвящённой изучению истории античности, археологии и классической филологии.


В мероприятии приняли участие студентки исторического факультета ИАИ РГГУ Дарья Манаева и Мария Ульянкина, а также заведующий кафедрой всеобщей истории исторического факультета ИАИ РГГУ Павел Лебедев. В этом году регулярная конференция молодых антиковедов проходила в Великом Новгороде: на неё приехали десятки участников из разных университетов и академических институтов.

В докладе Дарьи Манаевой был дан подробный анализ представлений о магах, отражённых в сочинениях христианских писателей II в. н.э. Дарья показала, что в апологетике этого периода можно наблюдать параллелизм в описании действий магов и христианских чудес. Заметная осведомленность авторов апологий о магических практиках может свидетельствовать о том, что христианство не оказывалось в стороне от растущего интереса к магии, наблюдаемого в римском обществе первых веков новой эры. Более того, из-за отмечаемых критиками христианства сходств в действиях христиан и магов для защиты веры, видимо, было важно провести границы, разделявшие магические и христианские практики. Но сама проходимость и расплывчатость этих границ, вероятно, показывает, что христианская мысль не существовала в вакууме и не была столь сильно изолирована от распространённых в римском обществе убеждений, как это иногда представляется.

Доклад Марии Ульянкиной был посвящён смысловому наполнению amicitia (дружбы) — одной из основных категорий социальной жизни элиты Древнего Рима на примере эпистолярных сочинений Сенеки и Плиния Младшего. Как было показано в выступлении, в репрезентации Сенекой феномена amicitia наблюдаются признаки общего направления трансформаций, позволяющих историку провести условный рубеж между республикой и империей. Так, римлянин, традиционно ориентированный на полисные ценности, политические интересы гражданского коллектива, стал гораздо более погружён в сферу частных, индивидуальных нужд. В таком свете дружба предполагала в первую очередь личную связь, основанную на эмоциональной привязанности и общем досуге. В переписке Плиния с его многочисленными адресатами находят отражение схожие принципы, что свидетельствует о наличии тенденции к восприятию amicitia как эмоциональной связи.

В докладе Павла Лебедева на примере глубокого изучения раннехристианского мученичества «Страсти свв. Перпетуи и Фелицитаты» было показано, как медленное чтение текста позволяет обнаружить «подводные камни» в сложившихся историографических убеждениях, выявить «неудобную» сложность в понимании конкретных пассажей текста и поставить новые гипотезы для их разъяснения. Например, помимо традиционно выделяемых трёх авторов входящих в состав «Страстей» текстов необходимо выделить и четвёртого (а, возможно, даже и пятого), отличающегося от них по стилю, языку и уровню богословского осмысления истории мученичества, а традиционное число мучеников-катехуменов, исходя из тщательного анализа текста, следует сократить с четырёх до трёх. Судя по всему, прозвище одного из мучеников — Сатурнин Ревокат («вновь вызванный») — начало жить с некоторого времени своей собственной жизнью, так что Ревокат стал почитаемым святым и фигурирует как отдельный персонаж в научной и церковной литературе.

Выступления участников коллектива вызвали интерес у аудитории и сопровождались серией вопросов и живым обсуждением. Опыт совместной работы исследователей, изучающих разные аспекты истории Античности и её рецепции в другие эпохи, позволил ознакомиться с новыми методологическими идеями и исследовательской оптикой, а также установить новые дружеские и профессиональные связи между начинающими специалистами.