Программа включает в себя 24 академических часа.
Автор курса - Егорова Анастасия Сергеевна, выпускник отделения истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Искусствовед, специалист в области западноевропейского Средневековья и христианской иконографии, преподаватель программы "Всеобщая история искусств" Института дополнительного образования РГГУ.
По окончании обучения выдается удостоверение о повышении квалификации
Программа посвящена образу меланхолии в истории мирового (преимущественно западноевропейского) искусства. На многочисленных примерах от Античности до конца ХIХ века будет показано, как в изобразительном искусстве и культуре от эпохи к эпохе менялось представление о меланхолии, какое отражение получали медицинские, бытовые и философские воззрения на нее в художественной практике разных мастеров.
Тема 1. Анатомия меланхолии
Представления о меланхолии как специфическом заболевании, затрагивающим, как тело, так и разум, от Демокрита и Гиппократа до Роберта Бёртона. Разновидности меланхолии. Учение о четырех жидкостях (гуморальная теория) и их взаимосвязи с темпераментами, возрастами, временами года, стихиями и планетами. Отображение медицинских представлений о меланхолии в произведениях изобразительного искусства.
Тема 2. Сатурн
Двойственность бога Сатурна: покровитель земледелия, повелитель Золотого века человечества и пожиратель собственных детей. Изображения Сатурна в Античности и Средневековье. Планета Сатурн — покровительница меланхоликов. Дети Сатурна. Слияние Сатурна с Отцом-временем в искусстве.
Тема 3. Полуденный бес
Acedia или уныние, настигающее монахов-отшельников в полуденный час. Трансформация уныния в грех лени в период Зрелого Средневековья. Средневековая иконография уныния и ее влияние на произведения последующих эпох.
Тема 4. Ученая меланхолия
Новый статус меланхолии в эпоху Ренессанса. Марсилио Фичино и его трактат «О жизни». Святой Иероним как образец ученой меланхолии в XVI веке. Влияние иконографии святого на изображения ученых. Целительные травы и настои, которые помогают изгонять из организма черную желчь.
Тема 5. MELENCOLIA I Дюрера
Сложение образа задумчивой крылатой фигуры на гравюре немецкого мастера, и его влияние на последующую традицию изображения меланхолии. Сложность интерпретации произведения Дюрера.
Тема 6. Колдовство и безумие
Судебные врачи против костров инквизиции. Спор о ведьмах: одержимость дьяволом или помутнение рассудка. Меланхолия как одна из разновидностей безумия.
Тема 7. Печальная женщина, суета сует и Мария Магдалина
Образ сидящей фигуры, подпирающей голову рукой, ставший изобразительным синонимом меланхолии. Мария Магдалина и vanitas: череп как один из главных атрибутов "Суеты сует" и его переход в арсенал меланхолии.
Тема 8. Елизаветинский недуг
Меланхолия как поза. Фрондеры и несчастные влюбленные в Англии XVI и XVII века. Миниатюрный портрет: его символика и роль при дворе Елизаветы I.
Тема 9. Дети Сатурна
Описание меланхоликов в трудах по физиогномике: внешность и характер. Атрибуты «меланхолического» портрета и его отличие от портрета vanitas. Диета меланхолика.
Тема 10. Разум и чувства
Меланхолия в эпоху романтизма. Возрождение идеи о возвышенном «меланхолическом гении» с тонкой и нервической душевной организацией. Многообразие меланхолических мотивов в искусстве XIX века.
Стоимость обучения - 6 000 рублей.
Контакты: +7 (495) 250-71-87; +7 (495) 250-61-38; +7 (495) 250-66-05; +7 (495) 250-62-07; +7 (495) 250-63-07.
В нерабочее время и в выходные, праздничные дни Вы можете связаться с нами по телефону +7 903 580 99 04.