Всероссийская научная конференция «Язык и методы его описания-2023. Аспекты коммуникативной деятельности и проблемы их лингвистического описания: теория, практика, преподавание». Конференция подготовлена кафедрой теоретической и прикладной лингвистики Института лингвистики.
Целью конференции было обсуждение актуальных проблем коммуникативной лингвистики, ее теории, практик и методов преподавания, формирование и укрепление научных связей между учеными – представителями различных лингвистических направлений.
На пленарных и секционных заседаниях прозвучали выступления более 50 докладчиков из ведущих столичных вузов и академических институтов, а также из различных регионов России (Санкт-Петербурга, Новосибирска, Барнаула, Омска, Воронежа, Саратова, Калининграда, Мурманска, Твери, Владимира) и из-за рубежа (Беларуси, Казахстана, Китая).
На конференции были представлены доклады, посвященные, в частности:
● коммуникации как действию и как деятельности, диалогическим стратегиям (Л.Л. Федорова, Е.Г. Борисова, Н.Н. Шпильная, Т.В. Базжина и др.);
● механизмам речевого воздействия и манипуляции, в том числе в медиатекстах, в поликодовой и мультимедийной коммуникации (В.М. Алпатов, В.И. Заботкина, Е.Л. Боярская, Е.М. Позднякова, И.М. Доронина, В.А. Шульгинов, О.Б. Нестерова, Т.С. Хрипля);
● различным коммуникативным практикам: деловой коммуникации, юридическому дискурсу, парламентской риторике, фольклорным диалогам, диалогам в художественных текстах, эпистолярным диалогам, практике устного перевода, тифлокомментариям и субтитрам (Е.П. Буторина, С.И. Гиндин, Е.А. Иванова, Е.Н. Геккина, О.А. Казакевич, О.Ю. Крючкова, В.Я. Парамонов, В.В. Высоцкая, Л.В. Разумова, В.М. Хаимова, К.Т. Гадилия, Е.В. Чистова, Е.В. Александрова);
● функционированию номинативных и фразеологических единиц и конструкций в разных коммуникативных жанрах (Г.Е. Крейдлин, Г.Б. Шабат, А.А. Козеренко, Н.Ф. Крюкова, Е.В. Маркасова, Ю.М. Кувшинская, К.М. Шилихина, А.Н. Баранов, Д.О. Добровольский, М.Л. Ковшова, С.И. Переверзева, И.В. Фуфаева, П.С. Дронов, А.И. Хлопова);
● лингвистическому инструментарию и экспериментальным исследованиям проблем понимания текста на материале поэтической речи, поликодовых текстов, моделированию диалога с эмоциональным роботом-компаньоном (Н.Б. Мечковская, Т.В. Скулачева, А.Э. Костюк, А.А. Липина, Н.А. Слюсарь, В.Ю. Апресян, А.А. Котов, Т.Е. Петрова, А.А. Ниязов и др.)
● стратегиям коммуникации преподавателя и студента, а также нормам общения при обучении онлайн (М.А. Кронгауз, Н.В. Максимова, И.В. Кузнецов, И.В. Высоцкая, Н.Ю. Муравьева, С.Ю. Семенова).
На пленарном заседании 3 октября с докладами выступили В.И. Заботкина, Е.П. Буторина, В.М. Алпатов, Н.Б. Мечковская (г. Минск, Беларусь), М.А. Кронгауз, Е.Г. Борисова, Л.Л. Федорова, К.М. Шилихина (г. Воронеж). М.А. Кронгауз в своем докладе поделился некоторыми преподавательскими «лайфхаками», помогающими удержать внимание слушателей при коммуникации онлайн. Один из них – так называемая «афтерпати-конференция», на которой студенты могут высказать собственное мнение о тех явлениях, которые они наблюдают в современном русском языке. Преподаватель в этой дискуссии – не экзаменатор, проверяющий, хорошо ли усвоен материал, а скорее модератор и эксперт, комментирующий разные точки зрения.
Секционные заседания 3–4 октября проводились по трем основным направлениям – «Теория», «Практика» и «Преподавание». Многие доклады сопровождались оживленными дискуссиями. Так, Т. В. Базжина, рассказывая о коммуникативных потерях и обретениях современного российского общества, призвала участников конференции всем вместе искать ответ на острые вопросы: «Что делать, чтобы мы снова начали слышать друг друга? Как лингвисты могут противостоять потоку “хейта”, который сейчас транслируется не только социальными сетями, но и государственными СМИ?» Участники активно предлагали разные решения – от адресного обучения навыкам критического слушания до создания социальных пространств, в которых могли бы формироваться нормы доброжелательного кооперативного общения.
Статьи участников конференции, отобранные членами Оргкомитета, будут предложены для публикации в журнал «Вестник РГГУ».
Текст: Светлана Переверзева