РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Вопросы к вступительному испытанию ИЗИ


ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА РГГУ
Кафедра теории и истории искусства

Направление подготовки 50.04.03 «История искусств»
Направленность (профиль)
«История зарубежного искусства XV − XX веков: контексты и интерпретации»


Вопросы к собеседованию:

1.     Архитектура Раннего и Высокого Возрождения в Италии

2.     Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения в Италии (основные школы и мастера)

3.     Микеланджело: архитектура, скульптура, живопись.

4.     Мастера Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи. Рафаэль.

5.     Венецианская школа живописи Высокого и Позднего Возрождения.

6.     Искусство Северной Европы конца XIV-XV века. Феномен ars nova. Скульптура и живопись

7.     Искусство Северной Европы XVI века. Нидерланды, Германия

8.     Стиль барокко в западноевропейском искусстве и архитектуре 17-18вв.: региональная специфика

9.     Синтез искусств в творчестве Джанлоренцо Бернини

10.   Караваджо и караваджизм западноевропейском искусстве 17-18вв.

11.   Архитектура и живопись Франции XVII века: стилистические аспекты.

12.   Живопись Фландрии и Голландии XVII века.: стилистические аспекты.

13.   Живопись и графика Рембрандта.

14.   Монументальная и станковая живопись Рубенса

15.   Веласкес и испанская школа живописи XVII века

16.   Барокко, рококо, неоклассицизм в западноевропейском искусстве 18 века.

17.   Архитектура и изобразительное искусство неоклассицизма: 1760е-первая четверть XIX века

18.   Романтизм в изобразительном искусстве Западной Европы первой половины XIX века: основные жанры, национальная специфика, мастера и произведения.

19.   Реализм в западноевропейском искусстве: основные жанры, национальная специфика, мастера и произведения.

20.   Зарождение и развитие импрессионизма в европейской живописи XIX в. .

21.   Архитектура и градостроительство в Западной Европе середины – второй половины XIX века. Историзм в западноевропейском искусстве.

22.   Стилистические аспекты развития западноевропейской скульптуры второй половины XIX – начала ХХв.. Творчество Родена, Бурделя, Майоля.

23.   Неоимпрессионизм, постимпрессионизм в европейском искусстве .

24.   Архитектура и изобразительное искусство модерна в Западной Европе. Проблема национальной специфики.

25.   Символизм в западноевропейском искусстве XIX в.

26.   Искусство раннего авангарда в Западной Европе (фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм).

27.   Теоретические манифесты раннего авангарда авангарда.

28.   Архитектура Западной Европы и Америки первой половины XX века: идеи и тенденции, мастера и сооружения.

29.   Дадаизм, метафизическая школа, сюрреализм и их теоретические концепции.

30.   Абстрактное искусство: зарождение, концептуальные основы, направления и мастера – от Кандинского к абстрактному экспрессионизму после Второй мировой войны.

31.   Зарождение и развитие формально-стилистического анализа. Концепции и труды Вельфлина.

32.   Венская школа истории искусства: этапы развития, основные идеи и подходы, представители и их труды.

33.   Сложение и развитие иконографического метода. Школы и представители, их труды.

34.   Сложение и развитие иконологии, основные представители и их труды.

35.   Труды и концепции Э. Гомбриха.



ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1.     Базен Ж. История истории искусства : От Вазари до наших дней. - М. : Прогресс. Культура, 1995. - 524 с..

2.     Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Т. 4-10. М. 1966-1972.

3.     Всеобщая история искусств / М. В. Алпатов. - М. ; Л. : Искусство, 1948-1955. - 3 т. Т. 2 : Искусство эпохи Возрождения и Нового времени. - 1949. - 407 с.

4.     История европейского искусствознания. От античности до конца XVIII века, М., 1963

5.     История европейского искусствознания. Первая половина XIX века, М., 1965;

6.     История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века, М., 1966

7.     История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века : Искусство 17 века / под ред. Е. И. Ротенберга и М. И. Свидерской. Кн. 1. Италия. Испания. Фландрия. М.,1988. Кн. 2. Голландия. Франция. Англия. Германия. М.,1995.

8.     Раздольская В. Европейское искусство XIX века. Новая история искусства. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 368 с.

9.     Ревалд Д. История импрессионизма . - М. : Республика, 1999. - 413 с.

10.   Ревалд Д. Постимпрессионизм М., — Республика, 2002.-464 с.

11.   Томан Рольф.   (Под ред.).  Искусство  итальянского Ренессанса.  Архитектура.  Скульптура. Живопись. Рисунок . М., 2000.

12.   Степанов А. Искусство Северного Возрождения. СПб., 2008.

13.   Степанов А. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века. СПб., 2003. (Новая история искусства).

14.   Саваренская Т.Ф. западноевропейское градостроительство 17-19 вв. Эстетические предпосылки. М., 1987.

15.   Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. – М.: Изд-во МГУ, 199. – 248 с.

16.   Фар-Беккер Г. Искусство модерна. Konemann, 2004

17.   Якимович А.К. Новое время. Искусство и культура XVII-XVIII веков. Спб., Азбука – классика, 2004, 437 с.


Дополнительная:

1.     Базен Ж. Барокко и рококо - М. : Слово/ Slovo, 2001. – 286 с.

2.     Бобринская  Е. Футуризм. - М. : Галарт, 2000. - 192 с.

3.     Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта / Б. Виппер. - СПб. : Азбука-классика, 2005. – 382с.

4.     Виппер Б. Р. Становление реализма в голландской живописи XVII века. / Б.Р.Виппер. М.: Искусство,1957, 305 с.

5.     Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи/ И.Е. Данилова. - СПб. : Искусство-СПБ, 2005. - 291 с.

6.     Даниэль С. М. Рококо : от Ватто до Фрагонара / С. Даниэль. - СПб. : Азбука-классика, 2007. – 330с.

7.     Даниэль С.М. Европейский классицизм. / С.М.Даниэль. Спб.: Азбука – классика, 2003, 301 с.

8.     Западноевропейское искусство XVII века : Публ. и исслед.. - Л. : Искусство, Ленингр. отд-ние, 1981. - 229 с

9.     Западноевропейская художественная культура XVIII века. Сб. статей. / Под. ред. В.Н.Прокофьева. М.: Наука,1980, 255 с.

10. Золотов Ю.К. Вермер Делфтский. (Сер. Мастера мирового изобразительного искусства. М.: Изобразительное искусство, 1995, 128 с.

11. Золотов Ю. К. Жорж де Ла Тур. / Ю.К.Золотов. М.: Искусство,1979, 244 с.

12. Зримый образ и скрытый смысл. Аллегория и эмблематика в живописи Фландрии и Голландии второй половины 16-17 веков. Вступление и каталог В.А.Садкова. / Кат. выставки, ГМИИ им. А.С.Пушкина, М.: Красная площадь, 2003, 140 с.

13. Из истории классического искусства Запада : сб. ст. по материалам конф., приуроченной к 80-лению зав. Отд. клас. искусства Запада д-ра искусствоведения Е. И. Ротенберга / Гос. ин-т искусствознания ; [сост. Е. Ю. Золотова ; отв. ред. М. И. Свидерская]. - М. : Эпифания, 2003. - 259 с.

14. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века.  Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура. Музыка. Драма. Театр: Искусство 17 века: Голландия. Франция. Англия. Германия /[А. А. Аникст и др.; отв. ред. Е. И. Ротенберг, М. И. Свидерская]. М.: Искусство, 1995, 392 с.

15. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века.  Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура. Музыка. Драма. Театр: Искусство 17 века: Италия. Испания. Фландрия /[А. А. Аникст и др.; отв. ред. Е. И. Ротенберг, М. И. Свидерская]. М.: Искусство, 1988, 280 с.

16. Кантор А.М., Кожина Е.Ф., Лившиц Н.А., Зернов Б.А., Некрасова Е.А. Искусство XVIII века (Сер. Малая история искусств). / А.М.Кантор, Е.Ф.Кожина, Н.А.Лившиц, Б.А.Зернов, Е.А.Некрасова. М.: Искусство, 1977, 375 с.

17. Каптерева Т.П. Испания. История искусства. / Т.П.Каптерева. М.: Белый город, 2004, 496 с.

18. Каптерева Т.П.. Веласкес. (Сер. Мастера живописи) / Т.П.Каптерева. М.: Белый город, 2004, 48 с.

19. Кузнецов Ю.И. Рисунки Рубенса. М., Искусство, 1974. 184с.

20. Кузнецов Ю.А. Голландская живопись XVII-XVIII веков в Эрмитаже. Л.: Искусство, 1984, 232 с.

21. Лонги Р. От Чимабуэ до Моранди. / Р.Лонги. М.: Радуга, 1984, 350 с.

22. Малицкая К. М. Веласкес. / К.М.Малицкая. М.: Искусство,1960, 52 с.

23. Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины. Очерки о языке живописи/ Л.В. Мочалов. - М.: Советский художник, 1983. – 376 с.

24. Менгс / [авт. текста Е. Федотова]. - М. : Белый город, 2003. - 47 с.

25. Классицизм и романтизм. Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок. 1750-1848/ Под ред. Р. Томана. – Konemann, 2001. – 520с.

26. Некрасова Е.А. Романтизм в английском искусстве/ Е.А. Некрасова. – М.: Искусство, 1975. – 255с.

27. Педрокко Ф. Каналетто и венецианские ведутисты. / Ф.Педрокко. М.: Слово, 1997, 80 с.

28. Педрокко Ф. Тьеполо (Сер.: Великие мастера итальянского искусства). / Ф.Педрокко. М.: Слово, 1997, 79 с.

29. Прусс И. Е. Западноевропейское искусство XVII века. (Сер. Малая история искусств). / И.Е.Прусс. М.: Искусство,1974, 383 с.

30. Райт К. Рембрандт (Сер.: Великие мастера). М.: Слово, 2003, 360 с.

31. Ротенберг Е. И. Западноевропейское искусство XVII века. (Сер. Памятники мирового искусства). / Е.И.Ротенберг, М.: Искусство, 1971, 383 с.

32. Ротенберг Е. И. Западноевропейская живопись XVII века. Тематические принципы. / Е.И.Ротенберг. М.: Искусство,1989. 165 с.

33. Свидерская М.И. Искусство Италии XVII века: основные направления и ведущие мастера. М.: Искусство, 1999, 350 с.

34. Свидерская М. И. Караваджо : первый соврем. художник : проблемный очерк / М. И. Свидерская ; Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации. - СПб. : Дмитрий Буланин, 2001. - 237 с.

35. Тарасов Ю.А. Голландский натюрморт XVII века. / Ю.А.Тарасов. Спб.: Изд. Спб. Гос. Университетеа, 2004, 166 с.

36. Тарасов Ю.А. Голландский пейзаж XVII века. / Ю.А.Тарасов. М.: Изобразительное искусство, 1983, 319 с.

37. Харди У. Путеводитель по стилю ар нуво. Радуга, 2008

38. Фарелли Л. Фундаментальные основы архитектуры. Учебное пособие.. М.: Тридэ Кукинг, 2011

39. Федотова Е.Д. Венеция: Живопись века Просвещения. / Е.Д.Федотова. М.: Белый город, 2002, 384 с.

40. Фехнер Е.Ю. Голландский натюрморт XVII века в собрании Государственного Эрмитажа. М., 1981

41. Фромантен Э. Старые мастера. / Э.Фромантен. М.: Изобразительное искусство, 1996, 312 с.

42.   Шнаппер А. Давид: свидетель своей эпохи. / Д.Шнаппер. М.: Изобразительное искусство,1984, 278 с.


Абитуриент должен продемонстрировать знания в области истории искусства, которые включают в себя: