РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Вопросы к вступительному испытанию ИРИ



ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА РГГУ
Кафедра Теории и истории искусства

Направление подготовки 50.04.03 «История искусств»
Направленность (профиль)
«Теория и история русского, советского искусства: интеграция в международные контексты»


Вопросы к собеседованию:

1.      Особенности архитектуры Петровского времени. Типы сооружений, их стилевая принадлежность, новые технологии проектирования и строительства

2.      Градостроительное развитие Петербурга в 1-й половине XVIII века

3.      Живопись в России 1-й половины XVIII века. Особенность жанровой структуры, мастера, их произведения, проблема становления профессиональной школы

4.      Архитектура середины XVIII века. Типы зданий, ведущие мастера и памятники, стилистические особенности. Интерьер русского барокко и рококо

5.      Скульптура в России XVIII века: особенности и этапы развития, ведущие жанры, мастера и их произведения

6.      Архитектура в России 2-й половины XVIII века. Стили и направления, утилитарные и идеологические функции, типология, зодчие и их постройки

7.      Русская портретная живопись 2-й половины XVIII века. Эволюция образов и стиля, типология, ведущие мастера и их основные произведения

8.      Живопись в Академии трёх знатнейших художеств 2-й половины XVIII—начала XIX века. Особенности системы преподавания, иерархия жанров, персоналии важнейших мастеров, их работы

9.      Архитектура и монументальная скульптура русского ампира. Памятники в Петербурге и Москве, их создатели, идеология стиля. Градостроительство 1-й трети XIX века

10.   Русская живопись 1800—1850-х годов. Жанры и направления. Крупнейшие художники и их новаторский вклад в развитие русской школы

11.   Русская живопись 2-й половины XIX века. Реалистическое и салонно-академическое направления. Способы самоорганизации художников. Крупнейшие мастера и их работы. Жанровые предпочтения и сюжетно-тематический репертуар

12.   Русская скульптура XIX—начала ХХ века. Особенности развития станковой и монументальной пластики

13.   Художественные объединения конца XIX—начала ХХ века, их программные декларации, творческая и выставочная практика. Художественная критика и публицистика Серебряного века

14.   Русская портретная живопись рубежа XIX—ХХ веков. Диапазон стилей, крупнейшие портретисты и их работы

15.   Архитектура эклектики в России. Многообразие неостилей, их идейные основания, особенности интерпретации ретроспективных форм в XIX веке. Архитектура и технический прогресс. Персоналии крупнейших архитекторов и их постройки

16.   Архитектура модерна в Петербурге и Москве. Направления, идеи, мастера. Особенности развития и восприятия модерна в России

17.   Неоклассицизм в русской архитектуре начала ХХ века. Его генезис и развитие, виднейшие представители и их произведения (в том числе нереализованные проекты)

18.   Русское искусство ХХ века в истории мирового искусства. Пути интерпретации и формирование стереотипа.

19.   Судьба «Московской школы живописи».

20.   Абстрактный экспрессионизм В. Кандинского.

21.   Супрематизм К. Малевича.

22.   «Органический» конструктивизм В. Татлина.

23.   Экспрессионистические тенденции в искусстве 1910-1920-х гг.

24.   Аналитическое искусство. П. Филонов и его школа.

25.   Монументальная живопись 1920-1930-х гг.

26.   Советская графика и гравюра 1920-1970-х гг

27.   Эволюция образа «советского человека» в искусстве 1920-1970-х гг.

28.   Методы преподавания в Объединенных мастерских (ОБМАС) ВХУТЕМАС

29.   «Новый авангард» 1960-1970-х гг . Полемика и преемственность поколений.

30.   Скульптура 1960-1970-х гг.

31.   «Деревенская» проза и лирический пейзаж шестидесятников.

32.   Соц-арт. Специфика языка.

33.   Концептуализм. Самообоснование творчества.

34.   Кинетизм. Движение формы.

35.   Художники русской эмиграции.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1.     Грабарь. И. Э. История русского искусства И.Э. Грабарь. М.: 2010, 208 стр.

2.     История русской живописи. Том 2. XVIII век.  Майорова Н., Скоков Г. 2006, 128с. 



Дополнительная литература:

1.      История русского искусства. В 2 томах. Том 2. Искусство XVIII - начала XX века. Энциклопедия мирового искусства. -М.: Белый город, 2008.

2.      Пейзаж в русской живописи. Энциклопедия мирового искусства.- М.: Белый город, 2008.

3.      Тhree Centuries of Russian Painting Три века русской живописи.- М.:Китеж. 2007

4.      М. Алпатов. Этюды по истории русского искусства. В 2-х томах. М., 1976.

5.      А. Федоров-Давыдов. Русский пейзаж XVIII - XX века. Исследования. Очерки. М., 1986.

6.      И. Болотина. Проблемы русского и советского натюрморта. Исследования и статьи. М.,1989.

7.      А. Эфрос. Два века русского искусства. М., 1969.

8.      Н.Машковцев. Из истории русской художественной культуры. Исследования. Очерки. Статьи. М.,1982.

9.      М. Алленов, О.Евангулова, Л. Лившиц. Русское искусство X - XX веков. М., 1989.



Абитуриент должен продемонстрировать знания в области истории искусства, которые включают в себя:


Критерии оценивания

35-40 (отлично)

Абитуриент даёт полный и аргументированный ответ на все заданные вопросы, подробно анализирует рассматриваемые явления, показывает их закономерности и раскрывает специфику этих явлений и их контекстов.

29-34 (хорошо)

Абитуриент даёт краткий правильный ответ на все заданные вопросы, понимает контексты возникновения, развития и существования тех явлений, о которых говорит

20-28 (удовлетворительно)

Абитуриент даёт поверхностный ответ на вопросы, с фактическими и концептуальными неточностями, скудным числом примеров

Менее 20 (неудовлетворительно)

Абитуриент не обладает базовыми знаниями по данной дисциплине, не дает ответа на вопросы или дает ответ в общих словах, с большим количеством ошибок, не может привести примеры