ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА РГГУ
Кафедра Теории и истории искусства
Направление подготовки 50.04.03 «История искусств»
Направленность (профиль)
«Теория и история русского, советского искусства: интеграция в международные контексты»
Вопросы к собеседованию:
1. Особенности архитектуры Петровского времени. Типы сооружений, их стилевая принадлежность, новые технологии проектирования и строительства
2. Градостроительное развитие Петербурга в 1-й половине XVIII века
3. Живопись в России 1-й половины XVIII века. Особенность жанровой структуры, мастера, их произведения, проблема становления профессиональной школы
4. Архитектура середины XVIII века. Типы зданий, ведущие мастера и памятники, стилистические особенности. Интерьер русского барокко и рококо
5. Скульптура в России XVIII века: особенности и этапы развития, ведущие жанры, мастера и их произведения
6. Архитектура в России 2-й половины XVIII века. Стили и направления, утилитарные и идеологические функции, типология, зодчие и их постройки
7. Русская портретная живопись 2-й половины XVIII века. Эволюция образов и стиля, типология, ведущие мастера и их основные произведения
8. Живопись в Академии трёх знатнейших художеств 2-й половины XVIII—начала XIX века. Особенности системы преподавания, иерархия жанров, персоналии важнейших мастеров, их работы
9. Архитектура и монументальная скульптура русского ампира. Памятники в Петербурге и Москве, их создатели, идеология стиля. Градостроительство 1-й трети XIX века
10. Русская живопись 1800—1850-х годов. Жанры и направления. Крупнейшие художники и их новаторский вклад в развитие русской школы
11. Русская живопись 2-й половины XIX века. Реалистическое и салонно-академическое направления. Способы самоорганизации художников. Крупнейшие мастера и их работы. Жанровые предпочтения и сюжетно-тематический репертуар
12. Русская скульптура XIX—начала ХХ века. Особенности развития станковой и монументальной пластики
13. Художественные объединения конца XIX—начала ХХ века, их программные декларации, творческая и выставочная практика. Художественная критика и публицистика Серебряного века
14. Русская портретная живопись рубежа XIX—ХХ веков. Диапазон стилей, крупнейшие портретисты и их работы
15. Архитектура эклектики в России. Многообразие неостилей, их идейные основания, особенности интерпретации ретроспективных форм в XIX веке. Архитектура и технический прогресс. Персоналии крупнейших архитекторов и их постройки
16. Архитектура модерна в Петербурге и Москве. Направления, идеи, мастера. Особенности развития и восприятия модерна в России
17. Неоклассицизм в русской архитектуре начала ХХ века. Его генезис и развитие, виднейшие представители и их произведения (в том числе нереализованные проекты)
18. Русское искусство ХХ века в истории мирового искусства. Пути интерпретации и формирование стереотипа.
19. Судьба «Московской школы живописи».
20. Абстрактный экспрессионизм В. Кандинского.
21. Супрематизм К. Малевича.
22. «Органический» конструктивизм В. Татлина.
23. Экспрессионистические тенденции в искусстве 1910-1920-х гг.
24. Аналитическое искусство. П. Филонов и его школа.
25. Монументальная живопись 1920-1930-х гг.
26. Советская графика и гравюра 1920-1970-х гг
27. Эволюция образа «советского человека» в искусстве 1920-1970-х гг.
28. Методы преподавания в Объединенных мастерских (ОБМАС) ВХУТЕМАС
29. «Новый авангард» 1960-1970-х гг . Полемика и преемственность поколений.
30. Скульптура 1960-1970-х гг.
31. «Деревенская» проза и лирический пейзаж шестидесятников.
32. Соц-арт. Специфика языка.
33. Концептуализм. Самообоснование творчества.
34. Кинетизм. Движение формы.
35. Художники русской эмиграции.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
1. Грабарь. И. Э. История русского искусства И.Э. Грабарь. М.: 2010, 208 стр.
2. История русской живописи. Том 2. XVIII век. Майорова Н., Скоков Г. 2006, 128с.
Дополнительная литература:
1. История русского искусства. В 2 томах. Том 2. Искусство XVIII - начала XX века. Энциклопедия мирового искусства. -М.: Белый город, 2008.
2. Пейзаж в русской живописи. Энциклопедия мирового искусства.- М.: Белый город, 2008.
3. Тhree Centuries of Russian Painting Три века русской живописи.- М.:Китеж. 2007
4. М. Алпатов. Этюды по истории русского искусства. В 2-х томах. М., 1976.
5. А. Федоров-Давыдов. Русский пейзаж XVIII - XX века. Исследования. Очерки. М., 1986.
6. И. Болотина. Проблемы русского и советского натюрморта. Исследования и статьи. М.,1989.
7. А. Эфрос. Два века русского искусства. М., 1969.
8. Н.Машковцев. Из истории русской художественной культуры. Исследования. Очерки. Статьи. М.,1982.
9. М. Алленов, О.Евангулова, Л. Лившиц. Русское искусство X - XX веков. М., 1989.
Абитуриент должен продемонстрировать знания в области истории искусства, которые включают в себя:
Критерии оценивания
35-40 (отлично) |
Абитуриент даёт полный и аргументированный ответ на все заданные вопросы, подробно анализирует рассматриваемые явления, показывает их закономерности и раскрывает специфику этих явлений и их контекстов. |
29-34 (хорошо) |
Абитуриент даёт краткий правильный ответ на все заданные вопросы, понимает контексты возникновения, развития и существования тех явлений, о которых говорит |
20-28 (удовлетворительно) |
Абитуриент даёт поверхностный ответ на вопросы, с фактическими и концептуальными неточностями, скудным числом примеров |
Менее 20 (неудовлетворительно) |
Абитуриент не обладает базовыми знаниями по данной дисциплине, не дает ответа на вопросы или дает ответ в общих словах, с большим количеством ошибок, не может привести примеры |