РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Вопросы к экзамену по истории киноискусства



ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА РГГУ
Кафедра кино и современного искусства

Направление подготовки 50.04.04 «Теория и история искусств»
Направленность (профиль)
«Искусство кино»


Вопросы к собеседованию:

1.   Зарождение кинематографии. Томас Эдисон. Братья Люмьер. Творчество Жоржа Мельеса

2.   Авангардные кинотеории Франции и основные положения теории фотогении Л.Деллюка

3.   Особенности становления отечественного кино 1920-х гг. (Вс.Пудовкин, А.Довженко, Дзига Вертов, ФЭКС - анализ творчества режиссера по выбору поступающего)

4.   С.Эйзенштейн как теоретик: важнейшие идеи

5.   Французская «Новая волна». К.Шаброль, Ф.Трюффо, Ж.-Л.Годар (по выбору поступающего)

6.   Д.У.Гриффит и его значение для развития мирового киноискусства

7.   Отечественное кино периода оттепели: темы, герои, проблемы. На примере творчества одного из режиссеров

8.   Вклад Л.Кулешова в развитие монтажной теории

9.   Творчество Ф.Феллини

10. О.Уэллс и его "Гражданин Кейн"

11. Творчество М.Антониони

12. А.Базен о теории кино

13. Творчество Л.Висконти

14. Основные положения концепции З.Кракауэра

15. Немецкий кинематограф 1950-1980-х гг.: основные направления, анализ творчества одного из режиссеров по выбору поступающего

16. Семиотика кино и проблемы киноэстетики Ю.Лотмана

17. Творчество Ч.Чаплина

18. А.Тарковский как теоретик и практик кинематографа

19. Кино Нового Голливуда: Дж.Лукас, С.Спилберг, М.Скорсезе, Ф.Ф.Коппола, Б. Де Пальма (по выбору поступающего)

20. Понятие «артхаус», «авторское кино» - содержание и границы понятия

21. Творческий путь Акиры Куросавы и значение его работ для развития кино

22. Концепция интертекстуального кино М.Ямпольского

23. Творческий путь С.Эйзенштейна: общая характеристика

24. Творчество И.Бергмана

25. Экспрессионизм в немецком кино

26. Жанры и направления в кинематографе как теоретическая проблема

27. Отечественное кино 1970-1980х гг.: общая характеристика и анализ творчества одного из режиссеров (Л.Шепитько, К.Муратова, В.Абдрашитов, Н.Михалков, А.Герман - по выбору поступающего)

28. Документального кино как вид искусства: особенности жанров, средств выразительности и драматургии

29. Постмодернизм в современном кино: П.Гринуэй, Д.Линч, Л. фон Триер, К.Тарантино (анализ творчества одного режиссера по выбору поступающего)

30. Выразительные средства кино: основные элементы и особенности их применения

31. Особенности неореализма в кино Италии на примере творчества одного из режиссеров (Р.Росселлини, В. Де Сика, Дж. Де Сантис, по выбору поступающего)

32. Специфика кинодраматургии: основные элементы и особенности их применения

33. Особенности развития кино Франции 1930-х гг. на примере анализа творчества одного из режиссеров (М.Карне, Ж.Ренуар, Ж.Виго), по выбору поступающего

34. Сериал и его особенности как вида киноискусства

35. Теоретические взгляды Р.Арнхейма

36. М.Маклюэн о развитии визуальных медиа


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебная литература

1.      История зарубежного кино (1945-2000) / [Е. С. Громов и др.] ; отв. ред. В. А. Утилов ; Всерос. гос. ин-т кинематографии им С. А. Герасимова [и др.]. - М. : Прогресс-Традиция, 2005. - 566 с.

2.      История отечественного кино: [учебник] / [М. П. Власов и др.]; отв. ред. Л. М. Будяк; М-во культуры и массовых коммуникаций Рос. Федерации [и др.]. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 523 с.


Дополнительная литература

1.      Виноградов В. В. Стилевые направления французского кинематографа / В. В. Виноградов ; М-во культуры Рос. Федерации, Науч.-исслед. ин-т киноискусства. - М. : Канон+, Реабилитация, 2010. – 383  с.

2.      Гинзбург С. С. Кинематография дореволюционной России / Семен Гинзбург. - М. : Аграф, 2007. – 488  с.   

3.      Долин А. В. Ларс фон Триер: контрольные работы : анализ, интервью / Антон Долин. - М. : Новое лит. обозрение, 2004. - 405 с.

4.      Кинематограф оттепели: К 100-летию мирового кино / Роскомкино, НИИ кинематографии; [отв. ред. В. Трояновский]. - М.: Материк, 1996. Кн.1. - 1996. – 260  с. Кн.2. - 2002. – 447  с. 

5.      Кино Европы : режиссер. энцикл. / М-во культуры Рос. Федерации, Науч.-исслед. ин-т киноискусства ; [сост. Черненко М. М.]. - М. : Материк, 2002. - 201 с.

6.      Кино Италии. Неореализм, 1939-1961 : Пер. с итал.. - М. : Искусство, 1989. - 430с.

7.      Кино США на рубеже веков / [Т. Н. Ветрова и др. ; редкол.: Т. Н. Ветрова, И. А. Звегинцева, М. Л. Теракопян] ; М-во культуры Рос. Федерации, Науч.-исслед. ин-т киноискусства. - М. : Канон+, Реабилитация, 2012. - 479 с.

8.      Краснова Г. В. Кино ФРГ / Г. Краснова. - М.: Искусство, 1987. – 189  с.

9.      Лебедев Н. А. Очерк истории кино СССР. Немое кино. М.: «Искусство», 1965.

10.   Садуль Ж. Всеобщая история кино. - М.: Искусство, 1958-1963. В 5 тт. М.: Искусство,  1958-1963.    

11.   Теплиц Е. История киноискусства, 1895-1927: пер. с пол. / Ежи Теплиц. - М.: Прогресс, 1968. - 334 с.

12.   Теплиц Е. История киноискусства, 1939-1945: Пер. с пол.. - М.: Прогресс, 1974. – 312  с.

13.   Базен А. Что такое кино? Сборник статей. М.: Искусство, 1972

14.   Аристарко Г. История теорий кино; пер. с итал. Г.Богемского. - М.: Искусство, 1966. – 352  с.

15.   Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПБ, 2005. 

16.   Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. - Таллинн: Александра, 1994. – 214 с.

17.   Соколов В. С. Киноведение как наука / В. С. Соколов ; [сост. Н. А. Изволов, С. А. Смагина] ; М-во культуры Рос. Федерации, Науч.-исслед. ин-т киноискусства. - 2-е изд.. - М. : Канон+, Реабилитация, 2010. - 415 с.

18.   Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского; Киров, М.: Академический проспект; Константа, 2013. - 512 c.

19.   Цивьян Ю. Г. Историческая рецепция кино: кинематограф в России, 1896-1930 / Ю. Г. Цивьян; Латв. акад. наук, Ин-т яз. и лит. - Рига: Зинатне, 1991. – 492  с.

20.   Эйзенштейн С.М. Избранные произведения в шести томах. М.: Искусство, 1964-1971

21.   Ямпольский М. Б. Язык - тело - случай: [Кинематограф и поиски смысла] / Михаил Ямпольский. - М. : Новое лит. обозрение, 2004. – 369  с.

 

Абитуриент должен продемонстрировать знания в области теории и истории искусства, которые включают в себя: