На Философском факультете РГГУ ведётся обучение аспирантов по следующим специальностям:
09.00.03 - история философии (по философским наукам)
09.00.11 - социальная философия (по философским наукам)
Вопросы к кандидатскому экзамену по курсу "История и философия науки" в 2019 г.
Часть 1. Философия науки (для всех специальностей):
Предмет, проблемы и основные этапы развития философии науки.
Наука как социальный институт. Исторические формы институциональной организации науки. Возникновение академий в Новое время.
Наука как социальный институт. Эволюция университета как института науки. Основные тренды развития современного университета в условиях глобализации экономики.
Позитивистская традиция в философии науки. Философия науки логического позитивизма.
Стандартная (неопозитивистская) модель научного знания, ее достоинства и ограниченность.
Пост-позитивизм: ориентация на проблемы развития знания, историю науки. Критика стандартной модели научного знания.
Основные идеи концепции научных революций Т. Куна. Понятие парадигмы и ее важнейшие составляющие. Томас Кун о несоизмеримости научных парадигм.
Философия науки К. Поппера. Принцип фальсификации. Эволюционная модель развития науки.
Концепция методологии научно-исследовательских программ Имре Лакатоса.
Социокультурные факторы формирования социальных наук (СН) в XVIII-XIX вв. Концепции генезиса дисциплин социально-гуманитарного цикла. Специфика предмета и метода СН.
Оппозиция натурализма и культуроцентризма в методологии социально-гуманитарных наук. Роль естествознания как образца для СН; позитивизм, натуралистические программы в СН. Подчеркивание специфики гуманитарных наук (герменевтика, неокантианство).
Социальное познание и «природа человека»: классические подходы. Формирование модели «экономического человека» и ее характеристики. «Социологический человек» (Р. Дарендорф), «психологический человек». Проблема реалистичности моделей человека в социальном познании.
Модели «экономического человека» и теория рационального выбора. Распространение модели рационального максимизирующего выбора на анализ социальных явлений.
Основные модели исторического процесса в философии истории ХIХ в. (Гегель, Маркс, Неокантианская модель исторического познания - Марбургская школа).
История как текст. Проблемы переживания, понимания, истолкования истории (Дильтей, Гадамер).
Трактовки исторического метода в аналитической философии истории.
Пост-структурализм. Влияние его идей на методологию гуманитарных наук. Нарратив и мета-нарратив. Смерть автора. Проблема симулякра.
Концепции исторического процесса в русской философии 19-20 вв. (Н. Я. Данилевский, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев).
Проблемы методологии в отечественной исторической науке (В.О. Ключевский, Н.И. Кареев, А.С. Лаппо-Данилевский).
«Презентизм» и «антикваризм» как методологическая дилемма историко-культурного анализа.
«Презентизм» и «антикваризм» как ключевая методологическая проблема исторического познания.
Философская рефлексия идеи университета. Трансформации проекта университета в условиях сверх-сложности и неопределенности.
Коммуникативные аспекты образования. Проект пост-исторического университета.
Идея образования в оптиках критики. Политика знания в образовательном дискурсе.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы нашего сайта и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом РГГУ и согласны с ними. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.