31 октября в рамках «Дней Студенческой науки РГГУ – 2023» состоялось очередное заседание постоянно действующего Студенческого научного объединения «Язык и культура в профессиональной коммуникации» под руководством доцентов кафедры иностранного языка Воронцовой И.И. и Якуниной Н.В.
Участниками заседания стали бакалавры и магистранты социологического и экономического факультетов. Вниманию аудитории были представлены презентации, посвященные преимуществам и отсроченным рискам применения искусственного интеллекта в социально-экономической сфере гуманитарного образования, с помощью современных исследований. Современный мир диктует науке необходимость использования новых цифровых методов. Все больше и больше людей становятся частью цифрового пространства, прибегая к новым способам коммуникации.
Одна из центральных тематик исследований участников СНО КИА РГГУ была посвящена роли языка сегодня, когда искусственный интеллект проникает во все сферы жизни и предлагает нам готовые решения, а ученые работают над реализацией прямой связи «мозг-компьютер», позволяющей людям передавать мысли напрямую, без использования письменной или разговорной речи.
В настоящее время наблюдается бум в развитии нейросетей и чат-ботов во многих сферах жизни, включая образование. С каждым днем этих форм искусственного интеллекта становится все больше. Инструменты искусственного интеллекта (ИИ) по запросу пользователя за несколько секунд генерируют планы уроков, презентации, изображения, тексты, вопросы, интеллект-карты и другие учебные материалы. Cтуденты с помощью ИИ могут написать эссе и выполнить другие задания, предназначенные для отработки языковых навыков. Кроме того, даже высказывается предположение, что в будущем ИИ сможет заменить преподавателей. Вследствие этого возникает вопрос: может ли преподаватель иностранного языка не просто противостоять рискам и угрозам цифровизации, но и сделать искусственный интеллект помощником и другом, а учебный процесс благодаря достижениям науки и техники – более качественным и интересным. При умелом обращении с ИИ преподаватель может сделать учебный процесс более эффективным, а также передать часть функций компьютеру, освободив свое время для выполнения более интеллектуальных и творческих задач.
Многие исследователи вопроса использования чата GPT в обучении, убеждены в том, что нейросети станут неотъемлемой составляющей образования на всех уровнях, и отмечают, что системы генерации, анализа и оценки текста успешно работают в качестве катализаторов поисковых решений, «интеграторов и оптимизаторов» мыслительных операций, помогают в решении сложных когнитивных и инновационных задач. Однако, встает вопрос о пределах возможностей искусственного интеллекта, который определяет необходимость дальнейших исследований и широкого обсуждения.
Выступающие и участники дискуссии, как изучающие иностранный язык в условиях развития ИИ, попытались разобраться в данной проблеме. Логическим выводом стала идея о том, что в цифровую эпоху исключительно важно понять роль языка в нашем обществе и исследовать те возможности, которые создают для него новые технологии.
Источниками для научных исследований участников мероприятия послужили, в частности, англоязычные СМИ, социальные сети и блоги.
Следующее заседание СНО КИА РГГУ состоится 19 декабря.