РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Сотрудники кафедры иностранных языко...


Сотрудники кафедры иностранных языков обсудили вопросы языка и культуры
26.05.2021

Сотрудники кафедры иностранных языков обсудили вопросы языка и культуры

Во втором семестре 2020-2021 учебного года — в феврале и мае — кафедра иностранных языков РГГУ провела заседания постоянно действующего научного семинара «Язык. Культура. Профессия».


  • Руководитель научного семинара: Воронцова И.И., канд. филол. наук, доцент.
  • Секретарь: Шевченко Е. А., преп.
  • Семинар включен в официальный перечень научных мероприятий РГГУ на 2021 г.

В работе семинара приняли участие члены кафедры иностранных языков, представители ФГОБУ ВО «Финансовый университет при правительстве Российской Федерации», Института стимулирования экономики, г. Варна, Болгария.

Руководители семинара с удовольствием отметили, что работа планомерно направляется на достижение его целей и задач: происходит обмен новейшими достижениями в области педагогики, лингвистики, лингводидактики и методики преподавания иностранного языка в гуманитарном нелингвистическом университете; осуществляется анализ современных тенденций, связанных с дифференциацией и индивидуализацией процесса обучения студентов профессиональному языку; обмен практическим опытом использования информационно-коммуникационных технологий; обсуждение форм самостоятельной работы студентов.

Значимо, что отдельные исследования оказались мультидисциплинарными, в точке пересечения разных наук. Особое внимание было уделено вопросам лингводидактики и психодидактики в преподавании иностранного языка в контексте коммуникативной культуросферы. Докладчики продемонстрировали то, как вечно пульсирующая ткань взаимоотношений естественно, органично претворяется в коммуникацию с представителями различных стран и народов в области политики, экономики, науки, культуры и т.д., что предполагает, в свою очередь, лингвокультурологическое проникновение в их историю и современную реальность, в менталитет, в мир чувств и эмоций. Овладение иностранным языком представлено одной из путеводных нитей достижения взаимопонимания между народами: ведь именно язык, по мнению лингвистов, ведет к взаимовыгодному сотрудничеству во всех областях современного бытия.

Был сделан акцент на актуальной сегодня парадигме традиционных и интенсивных методов обучения иностранным языкам в оптике цифровизации учебного процесса. Отмечалось, что цифровые компетенции становятся креативным интеллектуальным ресурсом не только для студентов, но и для преподавателей. На этом фоне перечислены элементы коммуникативной культуры преподавателя в общении со студентами на аудиторных занятиях и в контроле самостоятельной работы вне аудитории. Обсуждался потенциал дидактики как синергетическое использование индивидуальных психоэкологических приемов и методов преподавания; психодидактические методы развития лингвокультурологического и профессионально-ориентированного сценария карьерного и общечеловеческого жизненного пути студентов; развитие логического и электронного компьютерного мышления; тактические приемы самоконцентрации в дидактической и когнитивной системе разноуровневых заданий. Подчеркивалась роль преподавателя в положительной динамике успехов студентов.

Закономерно последовали размышления о теории и практике формирования автономной учебной деятельности, разграничении автономии и самостоятельной работы, степени совпадения понятий автономности и самообразования; автономности и самообучения. С практических позиций, в настоящее время одной из наиболее многообещающих технологий, направленных на формирование учебной автономии, признаётся создание профессионально-ориентированного языкового портфеля студента, что позволило бы не только создать эффективную систему мониторинга и оценки, но и оптимизировать весь процесс иноязычной подготовки.

Органичным продолжением этой линии стало обсуждение возможных аналогов оценки самостоятельной работы студентов ввиду того, что существующая рейтинговая система не всегда способна учитывать конкретные обстоятельства, влияющие на итоговые баллы, например, поправки на личностные характеристики учащихся. Актуальна модификация общей системы оценки и адаптация оценки СРС под нужды и задачи современного интерактивного и динамичного общества.

Несомненный интерес вызвали работы по применению метода кейс-стади, ключевой момент которого составляет факт имитации реальной проблемной жизненной ситуации. К преимуществам метода можно отнести возможность создания интерактивных заданий, способствующих активизации познавательной деятельности студентов. Важный эффект – кейс-стади может быть применен как с использованием материалов, подготовленных преподавателем, так и материалов, подготовленных самими студентами, в том числе из их собственной профессиональной практики.

Ценно, что результаты научных и научно-методических исследований преподавателей могут широко внедряться в учебный процесс.

Теоретическая и практическая значимость отдельных докладов позволяет рекомендовать оформить их в статьи для дальнейшей публикации в сборнике материалов V Международной научно-практической конференции «Преподавание языков и культур в парадигме гуманитарного знания».

С удовольствием приглашаем коллег к участию в мероприятиях кафедры иностранных языков!

Подробная информация представлена на сайте кафедры иностранных языков по ссылке.


  • Программа семинара
  • Тезисы семинара