В первом семестре 2020-2021 учебного года Кафедра иностранных языков РГГУ провела 3 заседания постоянно действующего научного семинара «Язык. Культура. Профессия».
В работе семинара принимают участие члены кафедры иностранных языков, иногда представители других структур РГГУ и других ведущих российских вузов.
Цель работы научного семинара видится, прежде всего, в последовательной разработке магистрального направления научной деятельности кафедры иностранных языков «Современные тенденции и лингводидактическая модель профессионально-ориентированной подготовки поликультурной личности средствами иностранного языка в нелингвистическом университете».
Основной задачей семинара становится представление результатов апробации научных и научно-методических исследований; анализ современных тенденций, связанных с обучением студентов профессионально ориентированному языку в неязыковом вузе, обмен практическим опытом использования информационно-коммуникационных технологий, обсуждение новых педагогических форм удалённого обучения и самостоятельной работы студентов, что особенно актуально в этом семестре в связи с эпидемиологической обстановкой.
В период с 02.11.2020-27.11.2020 обсуждались вопросы, связанные с преподаванием иностранных языков в условиях разноформатного обучения в университете. На первом заседании семинара состоялась презентация учебного пособия по немецкому языку «Культурная жизнь в России и Германии (кинематограф / телевидение, литература, музыка)», предназначенного для студентов, владеющих немецким языком на уровне B1/B2, старшего преподавателя кафедры иностранных языков РГГУ А. Паля.
Тексты пособия содержат сравнительный анализ аспектов межкультурной коммуникации русских и немцев в сфере кинематографа / телевидения, литературы и музыки. Помимо щедро представленных иллюстративных материалов и ссылок на интернет-ресурсы, приводятся тематические пословицы, поговорки и цитаты, направленные на выявление сходства и различия между немцами и русскими.
Значимо, что все материалы представляют интерес как с языковой, так и с познавательной точки зрения. Автор-составитель пояснил свой отказ от использования грамматического аспекта как доминирующего тем, что акцент сделан на коммуникативную направленность.
На семинаре обсуждалось преподавание иностранного языка в алгоритме междисциплинарного подхода (доклад «Междисциплинарный подход в преподавании иностранного языка» преподавателя кафедры иностранных языков РГГУ Е. А. Шевченко); подчеркивались гибкость и высокий потенциал междисциплинарного подхода для интеграции языковых и профессиональных компетенций. Прошли дискуссии по эффективности заданий, направленных на освоение языка как пространства, расширяющего научный потенциал студентов, на развитие коммуникативных навыков в ситуациях, требующих профессионального критического суждения. Обсуждалась необходимость преодоления стремления к длительным сугубо профессиональным дискуссиям и акцентирования внимания студентов на языковых особенностях.
Второе заседание было посвящено весьма актуальному исследованию старшего преподавателя кафедры иностранных языков РГГУ В. И. Уварова «О возможностях увеличения количества времени студентов на освоение иностранного языка в неязыковом вузе». К числу возможных вариантов поддержания и улучшения условий преподавания иностранных языков, а также качества освоения языка студентами на фоне неблагоприятной ситуации сокращения аудиторных часов, усугубляемой пандемией, обсуждались развитие проектной деятельности студентов, допускающей высокий процент самостоятельной работы, и переход на преподавание некоторых профильных дисциплин на иностранном языке.
Логическим продолжением этой линии стали доклады доцента кафедры иностранных языков РГГУ С. Д. Катаева «Актуальные вопросы дистанционного метода и прикладных методик обучения иностранному языку» и преподавателя кафедры иностранных языков РГГУ Е. А. Шевченко «Методика CLIL и возможности ее применения в преподавании английского языка в гуманитарном вузе».
Исследование С.Д. Катаева акцентирует внимание на все более востребованном сегодня интенсивном методе, рассчитанном на создание особого социально-психологического климата в группе, при котором свобода и комфорт учащихся могут помочь активизировать их коммуникативные навыки.
В работе Е. А. Шевченко высвечены преимущества системы CLIL – ее возможности преодолевать коммуникативный барьер и мотивировать студентов. Преподаватели кафедры делились своим опытом занятий, выстроенных по методике CLIL, отмечая, что на иностранном языке студенты порой могут быть готовы говорить о том, что в ином случае осталось бы ими не осмысленным — о своих представлениях о предмете и его месте в их будущей карьере. Подробно оговаривались факторы, которые важно учитывать при подготовке заданий по системе CLIL, например, уровень знаний студентов по предмету, направленность на развитие лингвистических компетенций – «что сказать» не должно вытеснять «как». Очевидно, язык на таких занятиях обнаруживает свою коммуникативную функцию.
Теоретическая и практическая значимость представленных работ позволяет рекомендовать их для дальнейшей публикации в сборнике материалов V Международной научно-практической конференции «Преподавание языков и культур в парадигме гуманитарного знания».
С удовольствием приглашаем коллег к участию в мероприятиях кафедры иностранных языков!