«Образование вас разрушит. Для того, чтобы освободившийся из тюрьмы обыденного знания Разум пересобрал вас из ваших осколков.
И тогда вы увидите новый мир. Казалось бы, такой же. Казалось бы, тот же самый. Но потом вы приглядитесь, и поймете, что стали словно острее видеть, тоньше чувствовать, глубже вникать, шире мыслить, понимать мир. А начав понимать, форматировать его под себя»
Иван Обухов, выпуск 2019
«…и с благодарностью вспоминаю всегда ВШЕК, потому что благодаря всем вам поняла, что хочу заниматься образованием. Сейчас запускаю начальную школу ))»
Варвара Леонова, выпуск 2013
«Мой опыт за последние несколько лет убеждает меня в том, что именно культурология позволяет мне оставаться конкурентноспособной в своей профессии, однако эти скиллы необходимо уметь продавать работодателю — и сейчас я думаю о том, как. Как показать, что именно умение работать со смыслами и разбирать дискурс на косточки вокруг продукта / активации позволяет достичь цели в креативе. В общем, это то, что меня очень занимает»
Ася Коровина, выпуск 2019
3. Как образование, полученное в ИЕК/ВШЕК, сказалось на Вашей профессиональной жизни?
5. Готовы ли Вы отрефлектировать влияние ИЕК/ВШЕК не только на историю Вашего профессионального развития, но и на другие аспекты: на формирование Ваших ценностей, на характер коммуникации с людьми и т. д. (если Вы хотите написать об этом)?
7. Как Вы оцениваете сейчас: чему Вы научились в ИЕК/ВШЕК?
Влияние образования ВШЕК на другие аспекты жизни:
- повышается степень свободы, осознанности, независимости (т. к. понимаешь, с какой целью, как устроены и работают многие культурные проявления окружающего мира - ТВ, СМИ, Интернет, реклама и др.; и смыслы, которые они порождают).
- осознание такого понятия, как «культурный Другой» (в широком смысле – другой человек вообще) упрощает коммуникацию с людьми и повышает её качество.
- быстрее и эффективнее ориентируешься в потоках информации.
- можно подходить к кино, литературе, искусству, музыке, визуальным образам не только с позиции зрителя, но и с позиции исследователя. Это невероятно увлекательно, это обогащает!
- жить становится интереснее).
Светлана Борисова, выпуск 2012
… Но то, что вы исполнили главную мечту моей жизни – попробовать западное образование на вкус, это уже для меня очень и очень много. + Слово "учиться" после ВШЕК окрасилось для меня принципиально новыми красками. Спасибо многочисленным семинарам, на которых преподаватели общаются со студентами "на равных".
Анастасия Игнатущенко, выпуск 2013
… Научилась вещи, не связанной с культурологией: методично и по алгоритму решать большие задачи (в широком смысле слова). Стала подозревать все СМИ в пропаганде)) и в первую очередь думать, кому выгодна конкретно такая подача информации и куда всех зрителей-слушателей хотят повернуть.
Елена Сайкова, выпуск 2000
Как бы то ни было, но большее влияние ВШЕК оказал как раз не на профессиональное развитие, а на человеческое, ментальное. Возможно, это печаль (от того, что не вышло совместить напрямую то, чему училась с тем, чем занимаюсь сейчас), но больше светлая, а не грустная. Поскольку с точки зрения жизненных ценностей, внутреннего развития – эти 2 года были очень важными. Выделяю следующие моменты:
- потрясающая атмосфера свободы и творчество в смысле науки. Занятия были вдохновляющими и живыми. У меня поменялся стереотип, что наука –это всегда строго (ну в определенной степени, да), сухо и как-то узко специализированно и ограниченно. Это не так. Спасибо ВШЕКу!
- коммуникация с очень разными, талантливыми, умными и бесконечно интересными людьми, которая, безусловно, обогащает. Это я и про преподавателей, и про одногруппников. Пожалуй, спустя время понимаешь огромную ценность общения с такими людьми. И то, что таких людей мало, увы.
- Определенная оптика в осмыслении происходящего, прочитанного. С одной стороны, «критическое» осмысление: апелляция к источникам, отделение «зерен от плевел», с др. стороны – открытость в умении понимать позицию другого.
Алена Грибкова-Гейнц, выпуск 2012
В ИЕКе было сильное ощущение современности и своевременности образования (особенно по сравнению с МГУ, где современность обычно заканчивалась 1960-1970-ми). Приятен и иллюстративен большой акцент на современное визуальное искусство (арт, фотография, кино), медиа и политический дискурс. Восхищал большой культурный контекст и состав суперпреподавателей, а также скрупулезно выстроенное не только лекционное, но и практическое обучение (спасибо тьюторам!). После ИЕКа остается связь с культурологическим (и интеллектуальным, гуманитарным) сообществом, личные и искренние дружеские связи.
В первое время было очень яркое изменение в восприятии многих культурных, социальных и частично психологических вещей: инструментальная возможность анализа / критики / «разоблачения» / видения манипулятивных процессов (кто кому посредством чего какое сообщение передает) – ТВ, печатные сми, выставка в музее, спорщики в электричке, собеседники на кухне… Сформировалась другая система координат для структурирования реальности – стало гораздо легче не вовлекаться, а занимать метапозицию, понимать, что можешь играть (и играешь) разные роли, можешь выбирать. Быть не только культурным потребителем, но и выбирать каналы и слои потребления (не супервыбор, но лучше, чем ничегоJ). Возник и сохраняется большой интерес к области повседневности («само собой разумеющегося»), а также к памяти о прошлом (устная история, свидетельствование, образ и голос другого и т. п.)
Юлия Черникова, выпуск 2006
ИЕК мне помог:
- закрыть «дыры» в первом высшем образовании, во многом наследовавшем советскому,
- остаться практикующим гуманитарием со всеми минусами и бонусами этой деятельности,
- при этом поменять поле, уйти от традиционного литературоведения к современным культурным исследованиям и исследованиям советской культуры,
- научиться писать научно-популярные тексты (т. к. вокруг ИЕКа была Москва, которая требовала денег и подбрасывала предложения),
- стать в каком-то смысле конкурентоспособной.
Ольга Романова, выпуск 2006