РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



На факультете культурологии прошла ко...


На факультете культурологии прошла конференция «Семейные ценности: культура родительства в современном мире»
31.10.2020

На факультете культурологии прошла конференция «Семейные ценности: культура родительства в современном мире»


16-17 октября на факультете культурологии РГГУ в формате онлайн прошла конференция «Семейные ценности: культура родительства в современном мире».

В конференции в рамках пяти секций прозвучало более сорока докладов. В мероприятии приняли участники из множества российских городов (Краснодар, Воронеж, Архангельск, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Якутск, Томск, Саранск, Санкт-Петербург, Москва), а также из-за рубежа – из Монгольского государственного университета искусств и культуры (Улан-Батор), Центрально-Европейского университета (Будапешт/Вена), Хельсинкского университета (Финляндия), Национальной академии наук Беларуси (Минск), Шандунского университета (Китай).

Конференция носила междисциплинарный характер. В обсуждении проблем родительства участвовали социологи, антропологи, культурологи, педагоги, историки, медики, представители общественных организаций

Некоторые академические организации были представлены исследовательскими коллективами, например, кафедра социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, исследователи Европейского университета Санкт-Петербурга (Анна Темкина, Анастасия Новкунская, Дарья Литвина), преподаватели факультета культурологии РГГУ.

В пленарном заседании были поставлены общие вопросы, связанные с семьей, родительством и методологией их изучения.

В докладе Т.Д. Попковой (Шандунский университет) понятие семьи было рассмотрено в философском аспекте – через призму категории «архитектоника», были отмечены изменения в сценариях функционирования семьи (формирование «плюралистическог», «деспотического», «инфантильного», «антиутопического», «трансперсонального» сценариев). В докладе Л.А. Окольской (ФНИСЦ РАН) на основе лонгитюдных данных Всемирного исследования ценностей отмечался умеренный переход в России начиная с 1990-х от социально ориентированных к индивидуалистическим ценностям, с частичным откатом от индивидуализма в последние годы. В докладе Н.С. Галушиной (РГГУ) предлагалось исследовать родительские представления и практики культурологическими методами – с помощью дискурс-анализа текстов глубинных интервью – и были приведены результаты соответствующего исследования.

В первый день конференции также прошли заседания двух секций.

В секции «Родительские ценности в XXI веке» в соответствии с замыслом и названием несколько докладов было посвящено эволюции представлений о семейных ценностях. Так, А.Б.Синельников (Социологический факультет МГУ) на основе многолетних социологических исследований представил свою интерпретацию такой тенденции, как разделение функций родительства и супружества на протяжение XX и XXI века. Коллеги Александра Борисовича, С.Б.Ляликова и В.М.Карпова (Социологический факультет МГУ) продолжили тему докладом, основанном на изучении собственно родительских представлений и приоритетов в воспитании детей. Оба выступления актуализировали вопрос о месте традиционалистских тенденций в российском институте семьи и брака.

Т.В.Жиброва (ВГМУ им Н.Н.Бурденко) приходит к выводу о том, что, в целом, традиционалистский семейные и брачные ценности среди студентов, ординаторов и молодых врачей медицинского вуза входят в определенное противоречие с реалиями профессиональных устремлений и активности будущих и молодых, особенно, среди женщин.

Д.М.Ковба (Институт философии и права Уральского отделения РАН) произвела очень важный дискурс-анализ русскоязычных научных статей о семейных ценностях и выделила его особенности (акцент на культивировании ценностей, роль государства, образовательных технологий, социальной рекламы и внешнего влияния).

Продолжая тему сопряжения профессиональной и частной сферы, Д.П. Исаев (ИИМЛ ЮФУ) рассказал о своем исследовании профессиональных династий применительно к конструированию будущего образа семьи, в результате которого он пришел к выводу о том, что видение перспективного образа, скорее, не предполагает обязательного наследования профессионального выбора.

Доклад Е.П.Звягинцевой (Финансовый университет, Москва) в качестве своей цели имел выделение сущностных черт так называемого «парадокса толерантности» в российском варианте педагогической науки и практики и сопряжение его с западноевропейскими тенденциями, преимущественно на примере Германии.

Кросскультурные исследования динамики институтов семьи и брака были представлены в выступлении Ж. Долгосурэн (МонГУКИ), которая познакомила участников с эволюцией монгольской семьи в досоциалистической, социалистический и постсоциалистический период. М.В. Золотухина выступила с докладом об изменении ценностных ориентаций в родительских практиках среднего класса США, связанных с новым прочтением концептов самостоятельности, независимости, а также критериев взросления.

Тема начальных этапов материнства и родительства была подробно освещена в докладе Н.А. Беляковой (ИВИ РАН, Москва), которая рассматривала роль московских семейных центров подготовки к родам и родовспоможения в формировании нового семейного дискурса - между отказом от медикализированного советского опыта, обращением к практикам, формируемым в европейском сообществе и новым категориям личного осознанного выбора.

Тема формирования взаимоотношений матери и ребенка на глубоком личностном уровне была затронута в выступлении Д.И. Мамычевой, посвященном конфликту социальной роли материнства и психической задачи.

Взаимоотношения родителей с институтами медицины и социальными учреждениями были предметом внимания нескольких участников конференции.

Проблема интерпретации “иного” опыта, в данном случае, опыта матерей детей-инвалидов и его концептуализация в контексте видения будущего общества, страны, а также реакции сообщества, находящегося рядом, был освещен в докладе О. Казакевич (Центральный Европейский университет).

 

В секции «Родительские практики: прошлое и настоящее» было представлено 13 докладов.

Историческая проблематика была освещена в докладе Г.Н. Ульяновой (Институт Российской истории РАН, Москва) «Родительские практики московского купечества в XIX веке».

Разговор о современных родительских практиках выявил две центральные проблемы: взаимоотношение родителей с институтами медицины и образования.

Вокруг первой темы объединились несколько докладов. А. Темкина, А. Новкунская, Д. Литвина (ЕУ СПб) подготовили доклад об изменениях эмоциональных режимов в российских учреждениях родовспоможения от доминирующего советского режима «хамства» до постсоветского неолиберального режима «вежливости» («сервисной улыбки»). Доклад Т.О. Новиковой (Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Минздрава РФ) фокусировался на специфике мотивации родительства, а также на том, какие социокультурные установки, стереотипы, предубеждения существуют вокруг вспомогательных репродуктивных технологий и какова рецепция этих установок будущими родителями. Т.Л. Кукса (ИЭА РАН) рассмотрела неформальное использование института партнёрских («семейно-ориентированных») родов для ситуаций доульского сопровождения рожениц в современном российском роддоме. Е. Бороздина (ЕУ СПб) представила результаты исследования стратегий по поводу вакцинации детей в контексте формирования неолиберального родительства в России, а также их отношений с государством (репродуктивное гражданство).

Отношения родителей с институтом образования были отражены в докладах Н.В. Тыриной (СПбГУ) о современных родительских стратегиях использования платных образовательных услуг для дошкольников; М.И. Стрельцовой (Новосибирский государственный педагогический университет) о противоречивом опыте организации дистанционного обучения детей в условиях эпидемии COVID-19 и о факторах повышения интереса родителей к семейному образованию своих детей; Е.П. Путри (МГИМ им. А.Г. Шнитке) о музыкально-игровой деятельности как одном из видов продуктивного общения между детьми и родителями и о соответствующих программах Государственной Третьяковской галереи.

В рамках секции были рассмотрены и другие родительские практики.

В докладе Е.Ю. Протасовой (Хельсинкский университет) на основе анализа опыта двуязычных семей были рассмотрены возможные констелляции языков и культур в семьях и проявления языковой политики: участие семьи в воспитании ребенка двуязычным, в знакомстве с иным образом жизни и языком.

В докладе А.И. Ермоловой (Томский государственный университет), посвященном исследованию повседневности молодых матерей, анализировались основные взаимодействия в повседневной жизни; декретные тенденции; саморазвитие; отношение в обществе (одобрение/порицание). 

А.А. Мартыненко (ЕУ СПб) представила доклад, основанный на материале годового полевого исследования в одном из отделов опеки г. Санкт-Петербургав котором рассмотрела конструируемые параметры «хорошего» и «плохого» родительства в практиках сотрудников органов опеки, способы трансформации родительских практик для их соответствия «норме» или же поиск сотрудниками альтернативных путей работы с родителями.

В докладе К. Дубинчик (РГГУ) шла речь о феномене семейного фотоальбома как «места памяти» в рамках семейной истории и взаимодействия поколений. Были представлены особенности фотографии и фотоальбома как медиума.

М.А. Русяйкина (Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва) в своем докладе проанализировала основные социально-экономические факторы многодетности в Республике Мордовия.

Второй день конференции был посвящен работе трех секций.


Секция «Репрезентации родительства в медиа» была посвящена теме репрезентации детско-родительских отношений и образов семьи в медиа. Обсуждения включали шесть докладов и общую итоговую дискуссию о конструировании образов семейных отношений в сети и на телевидении.

Открыло секцию выступление В.В. Илизаровой (институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, Москва), представившей результаты совместного исследования с Т.Н. Самариной (институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, Москва) о трансляции традиционных семейных ценностей в женских рукодельных интернет-сообществах. Фокус внимания был сосредоточен на негативных комментариях под постами участниц (и участников) специализированных сообществ, где в формате т.н. хейтспича (то есть языка ненависти) пользователи выражали претензии к материалу и лично авторам, критику и транслировали представления о должном. Такой специализированный материал может позволить взглянуть на стереотипы, связанные с семейной тематикой, увидеть модели и оптики, воспринимаемые, как норма либо отклонение от нее.

Доклад, представивший исследование Е.Г. Соболевой (Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург) и Е.Ю. Дуреко (Благотворительный фонд «Дети России», Екатеринбург) о специфике образов родительства в семьях с детьми с ДЦП в едином благотворительном дискурсе, позволил слушателям познакомиться с репрезентацией образов родителей, детей, среды в тематических сообществах. Авторы, применив дискурсивный анализ, показали специфику выстраивания образов в медиаторе.

А.В. Тарасова (факультет культурологии РГГУ, Москва) представила доклад «Семья как источник безумия и семья исцеляющая в современной культуре Республики Корея: телесериал «Это нормально - быть ненормальным». В своем выступлении она рассказала о телевизионном проекте 2020 года, посвященным запутанным и травматичным отношениям в нескольких современных корейских семьях. Подобного рода проекты являются важным шагом в расширении и проблематизации тем, долгое время не находивших языка и образов для публичного обсуждения.

Доклад К.К. Ельцовой (факультет культурологии РГГУ, Москва) был посвящен репрезентации образов богатых наследников и семей «новой элиты» в современных деловых медиа (по материалам журнала «Forbes». Речь шла о том, какие модели отношений, образы идеальных семей и детско-родительского взаимодействия конструируют авторы и участники публикаций.

Выступление В.Н. Мерзляковой (факультет культурологии РГГУ, Москва) было посвящено тому, как детско-родительские отношения освещают в современных российских реалити-шоу. От скандальных конфликтов в духе «Дорогая, мы убиваем детей» до адаптированного сериала про семью знаменитостей «Охлобыстины» автора интересовало, какие модели идеальных и конфликтных ролевых отношений транслируют в подобных шоу6 какую роль в интерпретации этих моделей занимают внешние эксперты (ведущие, психологи).

Заключительный доклад секции был посвящен изучению ролевых моделей материнства в современных сетевых сообществах, его представила Н.М. Рощина (Кубанский государственный университет, Краснодар). В своем докладе автор обратила внимание не только на возможные транслируемые модели, но и на специфику их восприятия и обсуждения аудиториями разных поколений.

Завершилась секция общей дискуссией, которая позволила обнаружить перекличку тем и образов, транслируемых различными типами медийных текстов, а также выявить острые конфликтные зоны и устойчивые стереотипы об образах семейных и детско-родительских отношений.

В секции «Социальные проблемы родительства» обсуждались соответствующие проблемы. Обращение к индивидуальному переживанию драматического опыта девочки-инвалида, подростка, в условиях социального неблагополучия рассматривалось в докладе А.С.Кучер (ГКУ СО КК Краснодарский реабилитационный центр). Тема преемства была представлена на примере взаимопомощи и размещения детей в семьи родственников в традиционной культуре хакасов в докладе Ю.Г.Кустова (РГПУ им А.И.Герцена, СПб). Необходимость институциональных изменений в системе профилактики такого явления, как вторичное сиротство и возврат прозвучало в докладе А.Б.Федуловой (ФГАОУ ВО САФУ). Тема совершенствования функционирования и сопровождения замещающих семей была затронута в выступлении коллег М.В.Мироновой и Н.С.Смолиной (УФУ, Екатерибург) .

С.С.Чулков (РГПУ им А.И.Герцена) в качестве способа изучения семейного насилия избрал анализ поисковых запросов, приходя к выводу о том, что женщины преимущественно ищут центры помощи, мужчины - статистику, дети же - возможность справиться с тяжелыми семейными ситуациями в целом.

М.В.Тендрякова (ИЭА РАН) обратилась к исключительно важной и малоисследованной теме о пересечении личностных и социо-культурных, в том числе, идеологических, факторов, в результате которых дети обращаются к такой практике как доносительством на своих родителей.


В секции «Отцовство в современном мире» из четырёх заявленных докладов были представлены три.

О.В. Семенова (ИЭА РАН) представила в своем докладе исследование уровня отцовских инвестиций (заботы) в трех национальных контекстах в России, в Бразилии и в США в зависимости от биологических (физическое сходство с отцом) и социально-экономических (уровень достатка) факторов.

А.Г. Малышев (СИ РАН – филиал ФНИСЦ РАН) представил результаты социологического исследования, проведенного в период с 2015 по 2018 год в 5 регионах Северо-Запада России, задачей которого являлся анализ институциональных форм поддержки вовлечения отцов в заботу о детях, а также представлений их организаторов о целях поддержки вовлеченного отцовства.

Л.С. Ржаницына (ИЭ РАН) в докладе поставила вопрос о необходимости создания в России алиментного фонда, который обеспечил бы экономическую защищенность бедных семей в условиях многомиллиардных долгов по алиментным выплатам в Российской Федерации.

Конференция завершилась заключительным круглым столом, в котором был представлен обобщающий дискуссионный доклад А.И. Антонова (МГУ) о современных тенденциях в развитии семьи, которые свидетельствуют не только о кризисе, но о постепенной деградации семьи как института.

На круглом столе ведущие секций (М.В. Золотухина, Н.С. Галушина, В.Н. Мерзлякова) сделали сообщения о прошедшей работе секции и подвели итоги конференции.


Программа конференции