РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Официальное открытие центра визуальн...


16.01.2020

Официальное открытие центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени

В РГГУ официально открыт центр визуальных исследований Средневековья и Нового времени на факультете культурологии


Официальное открытие Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ состоялось 15 января с участием представителей Российской академии наук. Исследовательские проекты Центра посвящены русской и европейской визуальной культуре в динамике ее развития - от Средневековья до современности. В Центре работают историки и искусствоведы, которых объединяет интерес к семиотике и антропологии визуального, к социальной истории образов, к тому, как строятся изображения и как считывать скрытую в них информацию.

«Мы изучаем то, как устроен культ образов и как в течение веков кипели споры о нем, как с помощью образов конструируют идентичности, проводят границы дозволенного и выстраивают социальные иерархии, как они легитимируют либо высмеивают и ниспровергают власть, как на них смотрят и как с ними физически взаимодействуют, как их наделяют силой и “оживляют”, либо как их профанируют и уничтожают», - говорит директор Центра Дмитрий Антонов.

Одно из приоритетных направлений развития Центра - это продвижение университета, в том числе путем издания научных трудов. Совсем недавно в издательстве РГГУ вышла монография Дмитрия Антонова «Цари и самозванцы. Борьба идей в России Смутного времени». В XVII веке, в период «междуцарствия», представления, распространенные в древнерусской культуре, подверглись резкой трансформации. В книге рассматриваются создание и эволюция избирательного канона, который привел к власти Бориса Годунова, а затем Михаила Романова; представления о самозванце как царе-антихристе, колдуне, грешнике и создателе «ада» на Москве-реке; рассуждения современников о гордыне, природе власти и «домостроительстве» государства; демонизация иностранцев и критика католической церкви; конкурировавшие идеи о клятве, присяге и мирском крестоцеловании.

Четыре экскурса затрагивают еще более широкий круг вопросов, связанных с культурой средневековой Руси: феномен зрительской агрессии и атаки на изображения, древнерусские тексты и визуальные образы Антихриста, иконографический мотив «адской троицы», а также представления о судебной присяге.

В ходе презентации книги Дмитрий Антонов подробно остановился на третьей главе, посвященной самозванцу Лжедмитрию. Он поделился выводами относительно феномена Гришки Отрепьева, который в течение года занимал престол Московской Руси и которого в разных источниках москвичи называли по-разному – колдуном, Антихристом, тайным католиком. В книге обсуждается мифологизация этого правителя, которая шла в двух направлениях: миф о спасенном в детстве царевиче, создаваемый самим самозванцем, и миф, создаваемый политическими оппонентами, о его демонизации.

«Лжедмитрий пытался насильственным образом европеизировать свое окружение, - отметил Антонов, - чем вызвал очевидный конфликт культур, ставший одним из триггеров последующего заговора и переворота».

В свою очередь, с докладами выступили научные сотрудники Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ Михаил Майзульс, Валерия Косякова и Дильшат Харман. Презентация их книг - «Анатомия ада: путеводитель по древнерусской визуальной демонологии», «Код Средневековья: Иероним Босх», «Чистилище св. Патрика и другие легенды средневековой Ирландии» - также вызвала большой интерес.

В качестве специального гостя был приглашен кандидат искусствоведения Андрей Пильгун, музыковед, чьи занятия средневековыми трактатами о музыке привели его к интересу к средневековой философской мысли, а затем к изучению иллюстрированных рукописей. Он рассказал о своем альбоме «Потусторонний мир Средневековья: Рай, чистилище, ад и их персонажи в визионерских текстах и миниатюрах из западноевропейских рукописей IX–XV веков». Это продолжение проекта, первая часть которого вышла в 2011 году под названием «Вселенная Средневековья». На основе подлинных документов здесь идет речь о том, как люди в cредневековой Европе представляли себе рай, чистилище, преисподнюю и их обитателей. Автор опирается на одну из самых загадочных средневековых традиций - литературу видений, рассказы о воображаемом путешествии души в мир иной.

«Визионеры - монахи, священники, рыцари, крестьяне, знать, дети, подростки, чья душа, по их собственным утверждениям, на какое-то время оказалась в потустороннем мире, - наблюдали праведные и грешные души в ожидании Судного дня. Видения считались драгоценным источником сведений о судьбе умерших. Они напоминают рассказы о "жизни после смерти" в наши дни», - подчеркнул Андрей Пильгун.

В основу книги легли свыше 60 латинских текстов. Детали этих рассказов поразительны: рост и возраст души; расположение, глубина и дно ада, соответствие наказания греху; специфика мук чистилища; что известно в мире ином о событиях на земле; истинный вид и цвет демона; почему демонов в городе горстка, а на стенах монастырей – множество, и многое другое. В издание включены более четырех сотен высококачественных цветных репродукций средневековых рукописных миниатюр, собранных автором в библиотеках по всему миру.

Книги, представленные в ходе открытия Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ, можно найти в книжной лавке РГГУ "У Кентавра".