РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



В РГГУ состоялась научная конференция...


22.11.2019

В РГГУ состоялась научная конференция «Путешествия во времени: социокультурное измерение популярных сюжетов XIX-XXI вв.»

9 ноября в РГГУ прошла научная конференция «Путешествия во времени: социокультурное измерение популярных сюжетов XIX-XXI вв.»


9 ноября в Российском государственном гуманитарном университете прошла научная конференция «Путешествия во времени: социокультурное измерение популярных сюжетов XIX-XXI вв.», организованная факультетом культурологии. В этой междисциплинарной конференции приняли участие преподаватели и аспиранты факультета культурологии РГГУ, института филологии и истории РГГУ и факультета международных отношений и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ, представители других московских университетов и независимые исследователи.

 Тема путешествий во времени на первый взгляд может показаться легковесной, принадлежащей исключительно популярной культуре, привлекательной только для нетребовательных любителей фантастики. Однако содержание подготовленных для конференции докладов показывает всю несостоятельность этого предубеждения. Что обращение к теме смешения времен рассказывает о той «современности», в которой произведение было создано? Может ли такое произведение стать опытом анализа исторических событий, как в романе Е. Карновича «Пагуба», доклад о котором заявила Ирина Чирскова. Какие эксперименты с языком текстового, кинематографического, театрального  повествования могут быть вдохновлены взаимоотношениями человека и времени? Какие средства фиксации темпоральных состояний используются в художественных произведениях?  Каким образом представленные модели прошлого или будущего вовлекают аудиторию в диалог и даже в соавторство? И, наконец, насколько оправдано пренебрежительное отношение к тем произведениям, которые относятся именно к массовой культуре – романтическим кинокомедиям или популярным телесериалам, не говорят ли и они нечто важное о восприятии времени и человека во времени?

 

 Открывшая конференцию в первой из двух секций конференции Инар Искендирова (филологический факультет МГУ) сделала доклад о путешествии в утопическое будущее в фантастических пьесах В.В. Маяковского «Клоп» и «Баня», следом за ней Джамиля Мамедова (ФК РГГУ) рассказала об особенности советского дискурса о прошлом в повести Л.Лагина "Голубой человек"». Анна Дёмкина (ФК РГГУ) выступила с докладом на тему «Мечты, надежды и страхи, в связи с предсказанием будущего в позднесоветской фантастике и фантастоведении», а Ирина Захарченко (ФК РГГУ) посвятила свое выступление памяти о будущем в «психоделическом реализме»  Павла Пепперштейна. Независимый исследователь Евгения Токарева подробно остановилась на особенностях экранного воплощения «времени» в фильме Киры Муратовой «Перемена участи» (1987 г.). Закрыла секцию Галина Шматова (ФК РГГУ) с докладом на тему «Сценическое путешествие в (недавнее?) прошлое:  спектакль «Рыжий» Мастерской Петра Фоменко».

 

Первым докладчиком во второй секции стал Леонид Ганжа (НИУ ВШЭ), остановившийся на проблематике героя в нарративе о путешествиях во времени, после чего о путешествиях во времени  в романтических кинокомедиях 2000-2019 гг. рассказала Анастасия Богатырева (ФК РГГУ). Конструированию образа поздневикторианского Лондона в британском телесериале «Доктор Кто» 1970-х гг. был посвящен доклад Александры Тарасовой (ФК РГГУ). Культурологический подход к прошлому Д. Лоуенталя в применении к еще одному  британскому сериалу  – «Жизни на Марсе» – проанализировала Дарья Пацких (НИУ ВШЭ). Закрыл утреннюю часть секции доклад Виктории Мерзляковой (ФК РГГУ, РАНХиГС) на тему «Путешествие во времени как технология симуляции: новые миры и вечные дилеммы».

 

После небольшого перерыва и краткой общей дискуссии секцию продолжил Борис Рейфман (ФК РГГУ) с рассказом о «Взлетной полосе» Криса Маркера как «авторском» начале кинематографического путешествия во «внутреннем времени». Затем Виктория Малкина (ИФИ РГГУ) выступила с докладом «В каком году находится мой настоящий дом?»:  особенности пространства и времени в цикле Ф. Сваровского «Путешественники во времени», а Мария Самаркина (ИФИ РГГУ) остановилась на вариантах использования фотографии в литературных повествованиях о путешествиях во времени. Последним стал доклад  Александра Калашникова (ФМО и ЗР ИАИ РГГУ) «Анализ имен собственных в утопическом романе В. Ф. Одоевского «4338-й год: Петербургские письма». Завершилась конференция еще одной общей дискуссией.  

  

Оргкомитет благодарит всех участников и гостей конференции за необычайно интересный обмен результатами исследований и надеется, что тема перемещений во времени далеко не исчерпана, а значит – эта встреча будет не последней.