Российский государственный гуманитарный университет и ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» приглашают принять участие в ежегодной Всероссийской научной конференции «Анахарсис».
С 13.09.24 по 15.09.24 в Крыму (г. Судак, пос. Новый Свет) состоятся двадцатые Таврические философские чтения.
Тема конференции: «Человек и антропология: перспективы философских исследований»
Секции конференции:
I. Секция «Будущее европейского разума» (модераторы: д.ф.н., член-корр. РАН Рыскельдиева Л.Т. (КФУ им. В.И. Вернадского); д.ф.н. Крушинский А.А. (Институт Китая и современной Азии РАН).
Кто/что кроме человека имеет право на обладание разумом? Похоже, западный разум вплотную подвел человечество к добровольному самоупразднению. Распространяется ли европейская программа самоупразднения разума на культуры Востока? Настоятельность проблематизации самого понятия «сапиенса»: что в человеческом разуме должно считаться собственно человеческим, таким, что не может быть переложено на плечи ИИ в ходе человеческой кооперации с инструментальным разумом? Насколько уместно вообще говорить о разуме или разуме вообще? Способна ли восточная мудрость наметить пути выхода из складывающегося негативного сценария и отменить самоупразднение разума?
II. Секция «Homo logicus и другие интеллектуальные агенты» (модераторы: д.ф.н., проф. Лисанюк Е.Н. (СПбГУ\ ВШЭ), д.ф.н., вед.н.сотр. Шалак В.И. (ИФ РАН).
Замечательное многообразие логических теорий позволяет моделировать широкий спектр трактовок агентности, в которых интеллектуальные агенты, авторы и адресаты умозаключений, оказываются элементами формально-логических отношений. Логический унилатерализм Готлоба Фреге, одного из отцов расцвета логики в XX веке, не допускает альтернативной логики, так что основывать на ней нелепые результаты своих умозаключений могут разве что логические безумцы. Принцип эпистемического доверия Уилларда ван Ормана Куайна, напротив, в духе логического мультилатерализма считает нелепости в рассуждениях других куда менее правдоподобными, нежели неуспех в понимании языка или стиля, посредством которых они выражены. И, наконец, на фоне увлечения логики декларативным знанием, вместе с Людвигом Фейербахом можно констатировать, что "логики лишь различным образом объясняли мир; но дело заключается в том, чтобы изменить его". Мы предлагаем посмотреть на агентные структуры в современной логике как на стимул развития логического знания и обсудить перспективы трансформации и переосмысления предмета логики в контексте ее динамических и телеологических аспектов, прагма-семантических и когнитивных исследований, инженерии знаний и генеративного искусственного интеллекта.
III. Секция «Homo hierarchicus» (модераторы: Смирнов А.В. (д.ф.н., академик (ИФ РАН), Псху Р.В. (д.ф.н., проф. (РУДН, Центр исследования философии и культур Индии «Пурушоттама»)
Оригинальная модель человеческих жизнедействования, коммуникации и мышления, развившаяся в Индии, центре одной из четырех самобытных цивилизаций. На секции мы намерены рассматривать и обсуждать как основы этого строя, нередко в сравнении с другими главными вариантами развитого разума (западным и др.) , так и последствия или корреляции его в разных областях культуры и социальности Южной Азии: в философии, традициях трансценденции, художественной культуры, отношения к знаковости, истории, географии и др. Также мы поднимем проблему сходства несходного, а именно глубоких структурных и смысловых параллелей индийских дхармашастр и мимансы, с индийской стороны, и мусульманского калама и фикха, с афроазиатской.
IV. Секция «Антропологизация социального знания» (модераторы: д.ф.н. Коротченко Ю.М. (КФУ им. В.И. Вернадского); к.ф.н., доц. Шиян А.А. (РГГУ).
Каковы комплексные основания, из которых вырастает тенденция сближения социологии и антропологии? В результате чего она прерывается, замедляется или обостряется? Каков акцент современных социально-антропологических исследований? Как найти Человеку Разумному себя в новейший исторический период, если оптимизм, равно как и пессимизм, в отношении общественного прогресса становятся безосновательными в силу глубины и масштабности качественных трансформаций современного мироустройства? Как сегодня звучит и как может быть услышано социальным исследователем известное «Человек есть мера всех вещей»? Если новейший антропологический поворот в социально-философском знании – контраргумент пост-гуманизму, то каковы векторы изменения «карты» социальной антропологии как научной дисциплины? Каковы возможные новые зоны приложения социальной антропологии и как может обновиться ее классическое содержание?
Рассматривается возможность участия онлайн
Открыто бронирование в ГК «Новый Свет» (https://newworld-crimea.ru/ )
Ключевые даты (контрольные точки):
15 июля – окончание приема заявок и тезисов на участие в конференции
13 сентября – начало конференции
К изданию в сборнике принимаются только тезисы, оформленные по шаблону. Шаблон оформления заявки и текста тезисов прилагается ниже.
Форма для регистрации и подачи тезисов https://forms.yandex.ru/u/65f47d86068ff0afd5fd4864/
Тезисы принимаются только в соответствии с тематикой конференции.
Информация об оргкомитете и программном комитете конференции, о работе секций и круглых столов, а также образец для оформления тезисов находится в прикрепленном файле.
Рекомендуем подписаться на Telegram-канал конференции – @anaharziz