Место проведения: Очное мероприятие
Презентация выставки «瓷烤炉 О необычном заказе Петра Первого в Китай» включает проведение встреч со специалистами по истории художественной керамики, представителями музеев, высших учебных и научных учреждений – участников проекта: Российского государственного гуманитарного университета, Института археологии РАН, Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева, Государственного Исторического музея, Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова. Каждая встреча открывается кураторским обзором выставки.
28 февраля, 18:00
Место проведения: выставочный зал Музейного центра РГГУ (Миусская площадь, д.6).
Встреча с директором музея «Остров-град Свияжск» - легенды, байки и сказки свияжского острова и музейной жизни. А.Н. Силкин, директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск»:
15 лет назад я попал на остров Свияжск на Волге рядом с Казанью и стал там работать – сначала мэром поселка в 250 жителей, а потом директором музея. Несмотря на скромные размеры Свияжска все время на нем случается что-то чудесное и необычное – то ведьма расставаться с белым светом не хочет, то клад в огороде найдёшь, поговорить есть о чём. Да и работа музейная интересная – все тебе всё рассказывают и все тайны открываются.
6 марта
Место проведения: выставочный зал Музейного центра РГГУ (Миусская площадь, д.6).
Лекция «Петр Великий включает культуру Московского царства в мировую историю». Л.А. Беляев, член-корреспондент РАН, заведующий отделом «Археология Московской Руси» Института археологии РАН:
Культура Московской Руси XVI — XVII веков едва успела сформироваться. Не получив возможности автохтонного развития, она упорно двигалась в «западном направлении». Археология, история материального и художественного своеобразия с большим трудом вычленяют категории предметного мира, которые можно воспринять как аутентично «московские». Излюбленный археологами мир бытовой керамики до недавнего времени для этого привлекали очень мало.
Однако в его пространстве много интересного, начиная от достаточно известных как маркеры локальной культуры изразцов до менее знакомых культурологам изделий гончаров, работавших на огромном пространстве от Смоленска до Амура и от Архангельска до Астрахани. Гончарная продукция свидетельствует не только о технологии и художественных потребностях. Она рассказывает о бытовых привычках, об уровне комфорта и потребления, а также, несмотря на свой локальный характер, о международных связях и способности Руси XVI-XVII веков к аккультурации, усвоению и переработке внешних и внутренних импульсов. То есть, в конечном счете, о подчинении себе окружающего мира.
14 марта
Место проведения: выставочный зал Музейного центра РГГУ (Миусская площадь, д.6).
Лекция «Русский изразец как явление русской культуры». С.И. Баранова, д-р ист. наук, главный научный сотрудник кафедры кино и современного искусства:
Культура России, если сравнить ее, например, с античной, «не керамическая». Изразец – чуть ли не единственный декоративный элемент архитектурной керамики, утвердившийся в Московской Руси и получивший известное развитие в дальнейшем. Это элемент национального искусства, характерный не менее, чем резьба и роспись деревянных изделий, или лубок. Обилие и устойчивое применение изразцов может по праву считаться одной из отличительных особенностей русской культуры на протяжении нескольких столетий. В России керамические материалы стали самыми удачными и популярными заменителями природных, дорогих и, как правило, недоступных материалов. Пережившая особый расцвет в XVII–ХVIII столетиях, и новую волну интереса в конце XIX – начале ХХ века многовековая и витиеватая история русского изразца наполнена яркими эпизодами. Есть смысл разобраться с этим классом предметов, заполнившим художественное пространство России, проследить пути его проникновения в самые отдаленные уголки.
21 марта
Место проведения: выставочный зал Музейного центра РГГУ (Миусская площадь, д.6).
Лекция «Изразцы переходного типа. Отражение перемены традиций в облике предметов (по материалам раскопок в Ново-Иерусалимском монастыре)». О.Н. Глазунова, научный сотрудник Института археологии РАН:
Петровская эпоха - время очень резкой, кардинальной смены русской жизни вообще и культуры в частности. Мир изразцов отразил эту перемену очень ярко. Это хорошо видно по материалам раскопок в "колыбели русского изразца" Ново-Иерусалимского монастыре. Прихотливые многоцветные ковровые узоры рельефных изразцов времени царя Алексея Михайловича сменяются на отдельные, часто никак не связанные между собой, символические сюжеты и бытовые темы рисунков на лицевых пластинах. Именно в Новом Иерусалиме столкнулись две разные традиции производства изразцов - рельефных и гладких с росписью. И породили гибридные образцы, которые изготовляли плененные в Полтавской битве Ян Флегнер и Кристан и воскресенский мастер Роман Андреев. Эти редкие ранние изразцы петровской эпохи представлены на выставке.
28 марта
Место проведения: выставочный зал Музейного центра РГГУ (Миусская площадь, д.6).
Изразцы «… китайские живописные самой лучшею работы…». С.И. Баранова, д-р ист. наук, главный научный сотрудник кафедры кино и современного искусства, И.И. Сергиенко, старший научный сотрудник Отдела керамики и стекла Государственного Исторического музея:
Как пришли в Россию «живописные» изразцы с синей росписью, получившие широкое распространение в первой половине XVIII века? Какова была роль Петра Первого, благодаря инициативе которого в Санкт-Петербурге появилась знаменитая голландская плитка и немецкие изразцы, послужившие толчком для широкого отечественного производства расписных изразцов.
И наконец, об истории заказа Петром I в Китае «фарфоровых» печей. И хотя они так и не найдены, об их виде можно предположить, знакомясь с характером росписи на русских изразцах того времени. Этим и другим сюжетам истории русского изразца XVIII века будет посвящено выступление исследователей русского изразца этого периода.
3 апреля
Место проведения: выставочный зал Музейного центра РГГУ (Миусская площадь, д.6).
О постановке учебного процесса реставрации архитектурно-художественной керамики в РГХПУ им. С.Г. Строганова. К.Л. Патов, старший преподаватель кафедры «Художественная керамика» РГХПУ им. С.Г. Строганова:
Актуальность сохранения культурного наследия в наши дни очевидна, наблюдается дефицит профессиональных высококвалифицированных реставраторов керамики и фарфора. Для решения этой задачи были открыты реставрационные направления в различных учебных заведениях. Сегодня традиции реставрации керамики сохраняются и развиваются в РГХПУ им. С.Г. Строганова.
Уже во время обучения студенты вовлекаются в реальную работу с памятниками культуры, архитектурной керамикой XVII-XX столетий, осваивают технологии, навыки реставрации, проводят исследовательскую работу в области истории, технологических особенностей керамики. Уже можно говорить об успехах и достижениях магистратуры на примерах выполненных работ.
11 апреля
Место проведения: выставочный зал Музейного центра РГГУ (Миусская площадь, д.6).
История русского изразца в акварельных копиях С.А. Маслиха. Т.А. Дудина, заведующая Отделом архитектурно-графических фондов XVIII-XIX вв. Музея архитектуры им. А.В. Щусева, О.Б. Сухомлинова, внучка и держатель личного архива С.А. Маслиха:
Имя Сергея Александровича Маслиха известно каждому, кто хотя бы немного интересуется историей русских изразцов. Родившийся в Москве в 1901 году, С.А. Маслих называя себя «ровесником века» пережил вместе со своим поколением все радости и горести, выпавшие на долю страны до 1991 года. Будучи архитектором, проработав много лет в мастерской В.А. Веснина, а позже занимаясь проектированием типовых жилых домов, он по состоянию здоровья рано ушел на пенсию и, неожиданно сам для себя, решил посвятить свою дальнейшую жизнь изучению русских изразцов. В процессе осмысления прочитанных книг и первых поездов на памятники архитектуры у него сложился план и "формат" работы – графическое выполнение факсимильных копий изразцов, по возможности полно иллюстрирующих все этапы истории изразцового дела в России. Итогом этих трудов стало собрание выполненных им акварельных копий изразцов - их почти шестьсот. Сейчас они хранятся в Музее архитектуры им. А.В. Щусева. Материалы музейного и семейного архивов дают возможность не просто проследить этапы создания коллекции акварельных копий русского изразца, но и осмыслить роль и личную ответственность каждого коллекционера за сохранение наследия национального изразцового искусства для истории и культуры страны для будущих поколений.
18 апреля
Место проведения: выставочный зал Музейного центра РГГУ (Миусская площадь, д.6).
«Надо спешить…» К истории создания коллекций изразцов в музеях России». С.И. Баранова, д-р ист. наук, главный научный сотрудник кафедры кино и современного искусства:
Вряд ли можно найти в разнообразии предметного мира России явление культуры более продолжительное и масштабное, чем изразцы, украшающие фасады зданий и печей начиная с эпохи раннего Нового времени (XVI–XVII века) и до наших дней. В масштабности и протяженности бытования изразца следует a priori видеть достоинство этого явления, ведь совсем не много иных предметов благополучно перебралось через порог эпохи Петра Великого, большинство осталось явлением старомосковского быта. С середины XIX века интерес к изразцу сопутствует истории музейного дела, реставрации и изучению общей истории культуры Московской Руси. Эти яркие, приковывающие взгляд элементы древних памятников не могли остаться незамеченными. Попытаемся разобраться на какой почве вырос и продолжает расти этот интерес.
Для регистрации на встречу присылайте Ваше ФИО на почту: izraztsy.vsviyazhske@bk.ru.