российский
государственный
гуманитарный университет


«Варварский» щит в римской руке: сферы применения гексагональных щитов в римских войсках I–III веков н. э.

Автор:

  • Егор А. Баженов

Аннотация:

В рамках данной статьи впервые в отечественной историографии анализируются все возможные сферы применения гексагональных щитов в римской армии периода Ранней Империи. Традиционно в историографии шестиугольные щиты у римлян редко становились самостоятельным объектом изучения и рассматривались, как правило, эпизодически в контексте кавалерийских, гвардейских подразделений или частей вспомогательных войск. Источниковой базой исследования стали памятники римского искусства, созданные в I–III вв. н. э.: фрески, монеты, рельефы воинских надгробий и триумфальных монументов. На основании данных изобразительных источников автор приходит к выводу, что сфера применения римскими солдатами гексагональных щитов в рассматриваемый период была довольно широкой и включала в себя церемонии, полевые сражения, а также проведение различных военно-инженерных работ. Также, несмотря на свое предполагаемое кельто-германское происхождение, такими щитами периодически экипировались практически все основные категории римских войск, включая легионеров и моряков. На основании этого автор предполагает, что постепенный отказ в римской армии от «традиционного римского» вооружения и отход от доминирования италийской оружейной традиции начался не во II–III вв. н. э., а уже в I в. н. э., что позволяет взглянуть на некоторые аспекты развития и эволюции римского военного дела периода принципата несколько под другим углом..


Ключевые слова:

Изобразительные источники, иконография, щиты, военное снаряжение, вооружение, принципат, легионеры, преторианцы, всадники, моряки.

Библиографическое описание статьи:

Баженов Е.А. «Варварский» щит в римской руке: сферы применения гексагональных щитов в римских войсках I–III веков н. э. // Новый исторический вестник. 2024. № 3 (81). С. 139–182.


Ссылка на статью

Представления об amicitia (дружба) в письмах Сенеки и Плиния Младшего

Автор:

  • Мария С. Ульянкина

Аннотация:

Статья посвящена смысловому наполнению одной из основных категорий социальной жизни элиты Древнего Рима – amicitia (дружба) – на примере эпистолярных сочинений Сенеки и Плиния Младшего в их социокультурном контексте (I – нач. II в. н. э.). В этих письмах, несомненно являвшихся частью литературной традиции своего времени, нашли свое отражение как нравственно-этические представления о дружбе римского гражданина из высших слоев общества, так и реальные коммуникативные практики раннеимперского времени. В репрезентации Сенекой феномена amicitia отчетливо наблюдаются признаки общего направления трансформаций, позволяющих историку провести условный рубеж между республикой и империей. Так, римлянин, традиционно ориентированный на полисные ценности, политические интересы гражданского коллектива, стал гораздо более погружен в сферу частных, индивидуальных нужд. В таком свете дружба предполагала в первую очередь личную связь, основанную на эмоциональной привязанности и общем досуге. Маркеры изменений в понимании amicitia стоит искать в прямо и косвенно транслируемых идеях, важнейшие из которых – доверие, открытость, бескорыстность. Особое значение также имеет разрушение прежних, связанных с политической активностью горизонтальных связей внутри римской элиты: по-новому понимаемая дружба могла выступать способом компенсировать их в условиях уменьшившихся властных полномочий. В переписке Плиния с его многочисленными адресатами находят отражение схожие принципы и соответствующие практики, что свидетельствует о наличии тенденции к восприятию amicitia как эмоциональной связи. Тем не менее специфические черты политического климата середины I – начала II в. н. э. наложили отпечаток на некоторые особенности риторики и социального поведения элиты, что также упоминается в статье.


Ключевые слова:

Римская империя, Сенека, Плиний Младший, социальная жизнь элиты, amicitia, дружба.

Библиографическое описание статьи:

Ульянкина М.С. Представления об amicitia (дружба) в письмах Сенеки и Плиния Младшего // Гуманитарный акцент. 2024. № 4. С. 95-103.


Ссылка на статью

Представления о магии в сочинениях христианских апологетов II в. н. э.

Автор:

  • Дарья А. Манаева

Аннотация:

В статье рассматриваются представления о магии, отраженные в сочинениях христианских апологетов II в. н. э. На основе анализа апологетических произведений Иустина Философа, Татиана, Минуция Феликса и Тертуллиана автор отмечает значительное внимание христианских писателей к теме магии. Хотя общее отношение к магии во всех рассмотренных сочинениях явно негативное, подробность описания различных связанных с ней сюжетов показывает большой интерес к этой теме, существовавший в римском обществе II в. Прослеживаемое в текстах стремление апологетов четко разграничить магические практики и христианские, а также значительное количество деталей, которые они сообщают о магии, говорит о влиянии на христианскую мысль распространенных в римском обществе убеждений. При этом в некоторых случаях в апологиях обнаруживается не столько разграничение между принципиально несовместимыми и даже противоположными практиками, сколько доказательство большей эффективности христианских средств для достижения тех же самых целей (например для изгнания демонов из одержимых).


Ключевые слова:

раннее христианство, апологетика, Римская империя, II век, магия.

Библиографическое описание статьи:

Манаева Д.А. Представления о магии в сочинениях христианских апологетов II в. н. э. // Гуманитарный акцент. 2024. № 4. С. 104-111.


Ссылка на статью

Культ женщин императорского дома на греко-римском Востоке по данным нумизматических источников (I–III вв. н. э.)

Автор:

  • Екатерина С. Дорожкина

Аннотация:

Статья посвящена становлению комплекса персональных культов женщин императорского дома в рамках императорского культа. В работе рассматривается специфика их почитания в провинциях греко-римского Востока в I–III вв. н. э. и оценивается степень римского влияния на полисную религиозную идентичность. Исследование построено на анализе нумизматических памятников римской и полисной чеканки с привлечением нарративных, эпиграфических и иных источников.


Ключевые слова:

культ императора, принципат, полис, женщины императорского дома, римская нумизматика, римская религия, идентичность.

Библиографическое описание статьи:

Дорожкина Е.С. Культ женщин императорского дома на греко-римском Востоке по данным нумизматических источников (I–III вв. н. э.) // Гуманитарный акцент. 2024. № 4. С. 112-123.


Ссылка на статью

Культы женщин императорского дома в Римской империи I – начала III в. н. э. (по данным нумизматики)

Автор:

  • Екатерина С. Дорожкина

Аннотация:

В статье рассмотрены особенности учреждения культов женщин императорской семьи и становление их иконографии в Римской империи в I – начале III в. н. э. Историография рассматривает императорский культ как политическое явление, характерное для того периода, а его сакральные и религиозные аспекты начали освещать в исследованиях гораздо позднее. Культы женщин императорского дома начали активно изучаться в контексте общей проблематики императорского культа только в 10-х гг. XXI в., и многие тезисы являются дискуссионными, а темы – недостаточно изученными. Исследование охватывает временной промежуток с 20-х гг. до н. э. до первой четверти III в. н. э. – время активного развития иконографии императорского культа в эпоху принципата. Исследование проведено на основе нумизматических источников I–III вв. н. э. – коммеморативных монет с изображениями обо-жествленных женщин императорского дома. Автор ставит перед собой цель выявить степень схожести и различия изобразительных традиций культа императора и женщин императорской семьи, а также выделить особенности почитания женщин в рамках императорского культа на основе визуальных источников. В ходе анализа различных типов монет были выявлены специфические черты иконографии обожествленных женщин императорского дома: активно использовались образы богинь и божественных персонификаций, ассоциировавшихся с плодородием и процветанием, а символы государства обычно использовались тогда, когда женщина на изображении связывалась непосредственно с императором. Это можно объяснить тем, что те, несмотря на свое политическое влияние при дворе, были преимущественно изолированы от гражданского аспекта культа императора, а их культы были в большей степени связаны с плодородием и процветанием императорской семьи и, как следствие, всего государства.


Ключевые слова:

императорский культ, Римская империя, нумизматика, принципат, женщины императорского дома.

Библиографическое описание статьи:

Дорожкина Е.С. Культы женщин императорского дома в Римской империи I – начала III в. н. э. (по данным нумизматики) // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2024. № 3 (19). С. 24–38.


Ссылка на статью

«Gloria Orbis Terrarum»: Феодосий II как единоличный август Римской империи (по данным нумизматики)

Автор:

  • Егор А. Баженов

Аннотация:

Введение. В историографии существует мнение, что последним правителем единой Римской империи был Феодосий I Великий и после его смерти в начале 395 г. н. э. Римское государство больше никогда не объединялось под властью одного правителя. Однако известно, что в течение V в. н. э. несколько восточно-римских императоров получали власть над обеими частями Римской державы. Одним из таких правителей являлся Феодосий II. Материалы и методы. Подобное положение дел нашло свое отражение как в нумизматических памятниках, так и в письменных источниках, созданных как как в Западной, так и в Восточной части Римской империи. Также в статье подчеркивается важность монетной пропаганды в Римской державы и ее массовый характер. Анализ. Автор отмечает, что целый ряд монет, отчеканенных от имени Феодосия II и Валентиниана III, как в Западной, так и в Восточной части Римского государства являются наглядным отражением недолгого «воссоединения» обоих частей Империи во главе Феодосием II, который на несколько месяцев стал единоличным августом во всем Римском мире. Также автор обращает внимание, на то, что Феодосий II воспринимался и позиционировался в хронике западно-римского хрониста V в. н. э. Идация как «монарх», т. е. как единоличный правитель. Результаты. Таким образом, объединение всей Римской империи при Феодосии II подтверждается целым рядом источников, что позволяет скорректировать ряд существующих представлений о политической истории Римского государства V в. н. э.


Ключевые слова:

Римская империя, Феодосий II, Валентиниан III, нумизматика, монеты, символы, пропаганда.

Библиографическое описание статьи:

Баженов Е.А. «Gloria Orbis Terrarum»: Феодосий II как единоличный август Римской империи // Гуманитарные и юридические исследования. 2025. № 1 (статья принята к печати)


Ссылка на статью

Трансформация политического насилия в поздней Римской республике на примере расправы над Гракхами

Автор:

  • Дарья А. Беляева

Аннотация:

В статье рассматривается трансформация политического насилия в поздней Римской республике на примере убийства братьев Гракхов и его освещения в трудах греко-римских историков. Анализ расправы над Гракхами позволяет поставить и рассмотреть проблему перехода Римской республики ко все более активному использованию политического террора ко внутренним противникам. Убийство братьев Гракхов усиливает конфликтные тенденции в республике, перестают работать старые формы решения конфликтов, после смерти братьев Гракхов насилие становится приемлемой формой решения политических кризисов. В статье проводится анализ конкретных обстоятельств убийства Тиберия и Гая Гракхов. Такой анализ позволяет сделать вывод о меняющемся характере насилия в республике – политический террор в Риме постепенно движется в сторону все большего регулирования насильственных действий, все большей их масштабности. От беспорядочного террора, которому подверглись сторонники Тиберия, совершается переход к более регулируемому и менее хаотичному преследованию его брата Гая, чьи сторонники подвергаются в том числе и судебному преследованию. В конечном счете из этих тенденций сформируется цельная концепция «врага», которая будет наиболее ярко отражена в проскрипционном терроре I века н. э.


Ключевые слова:

Гракхи, Римская республика, политический террор, трибунат, реформы.

Библиографическое описание статьи:

Беляева Д.А. Трансформация политического насилия в поздней Римской республике на примере расправы над Гракхами // История и архивы. 2025. Т. 9. № 2. (статья принята к публикации) (статья принята к печати)


Ссылка на статью

Этика и политическая прагматика в первой филиппике Цицерона против Марка Антония

Автор:

  • Дарья А. Беляева

Аннотация:

В статье рассматривается первая филиппика против Марка Антония в качестве источника, который раскрывает как определенные биографические обстоятельства в жизни Цицерона, так и его представления и идеалы, связанные с поведением политика. Анализ первой филиппики, как политического действия, подобного тому, которое Цицерон совершил в начале своей карьеры, защищая в суде Секста Росция Америйского, позволяет рассмотреть его взаимоотношения с Марком Антонием в динамике и определить, каким образом филиппики, как реальное политическое действие, соотносятся с представлениями о политике, транслировавшимися Цицероном.


Ключевые слова:

Рим, Цицерон, Марк Антоний, гражданская война, сенат, политический террор, проскрипции.

Библиографическое описание статьи:

Беляева Д.А. Этика и политическая прагматика в первой филиппике Цицерона против Марка Антония // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2025. Т. 24. № 1. (статья принята к печати)


Ссылка на статью

Passio Perpetuae et Felicitatis и движение «нового пророчества» на рубеже II–III вв.

Автор:

  • Павел Н. Лебедев

Аннотация:

В раннехристианском мученичестве «Страсти святых Перпетуи, Фелицитаты и с ними пострадавших» нашла отражение полемика между христианами II–III вв. по вопросу о возможности и значимости новых откровений Святого Духа. По этой причине в историографии широко распространено мнение о том, что данный памятник, в котором большую роль играют описания открывшихся главным героям божественных видений, следует связывать с движением «нового пророчества» – так называемым «монтанизмом», приверженцы которого верили новым пророкам и почитали их более других представителей формирующейся церковной иерархии, ожидали скорого конца света и следовали более строгим этическим нормам. Однако, как показано в статье, видения героев мученичества Перпетуи и Сатура не похожи на экстатические прорицания спутниц малоазийского жреца Монтана, а в содержании «Страстей» не проявляются какие-либо другие специфические признаки этого движения в христианстве рассматриваемого периода. Восхваление же мученичества, общий интерес к эсхатологии, высокое значение женщин в общине, глубокое внимание к видениям и откровениям представляется возможным рассматривать как общие черты, которые были свойственны многим христианским общинам Северной Африки на рубеже II–III вв.


Ключевые слова:

раннее христианство, Перпетуя, Фелицитата, страсти, passio, новое пророчество, монтанизм, Тертуллиан, Северная Африка.

Библиографическое описание статьи:

Лебедев П.Н. Passio Perpetuae et Felicitatis и движение «нового пророчества» на рубеже II–III вв. // Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2025. № 2 (статья принята к печати)


Ссылка на статью