16–17 апреля 2020 г. прошла традиционная межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Музей и национальное наследие: история и современность», организованная кафедрой музеологии. В этом году конференция стала уже тринадцатой по счету.
Из-за непростой эпидемиологической ситуации в мире было принято решение о переносе конференции в заочный формат, тем не менее, количество заявок позволило сформировать полноценные три секции, посвященные музейному делу, культурному наследию и выставочным проектам.
Непродолжительный феномен в советском музейном деле, а именно – пролетарские музеи и их влияние на художественную жизнь Москвы рассмотрела Наталия Безрукова. Софья Золочевская посвятила доклад международным выставочным проектам современного искусства в 20-е гг. прошлого века и участию известного художественного критика и историка искусства А.М. Эфроса. Никита Музыка показал зарубежные примеры выставок, в которых проявились советские экспозиционные решения. Он пришел к выводу, что пробация неординарных решений за границей была полезна для дальнейшего внедрения на главной выставке СССР – ВСХВ.
Рассматривая более полноценно XX век, Юлия Махтева рассказала о проблеме, комплексно не решенной до сих пор, а именно о музеефикации современности. Елизавета Романюк проследила историю Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны с момента создания и до наших дней, выделив ключевые выставочные проекты.
С программой конференции можно ознакомиться по ссылке
Все материалы конференции будут доступны к просмотру онлайн на сайте кафедры.
Тему музейных подкастов и их неоднозначный жизненный цикл раскрыл Иван Николаев, приведя актуальную международную и отечественную статистику развития данного способа коммуникации. Светлана Воронова рассмотрела пространство музея как площадку для изучения иностранных языков. Про активно развивающийся Мультимедиа Арт Музей и смену его концепций за 20-летний период существования подготовила доклад Татьяна Гертье.
Коллеги из Томского государственного университета также рассмотрели актуальные проблемы. Деятельность музеев в онлайн пространстве в ситуации всемирного карантина из-за COVID-19 значительно активизировалась, но не у всех успешно, рассказала Анастасия Трифонова. О том, что такое айдентика и почему она важна в процессе брендирования, подготовила доклад Анастасия Иванова на примере Государственной Третьяковской галереи.
Истории депортации российских немцев Поволжья в Томскую область и сохранении памяти о них в Музейном центре им. А. П. Дульзона Российско-немецкого Дома посвятила доклад Елизавета Федорова.
Об актуальных проблемах, возникших в сфере культурного наследия из-за COVID-19, теории «общества риска» и увеличенном информационном шуме написал Сергей Поляков. Про новое явление в сфере музейного дела и культурного наследия – эндаумент-фонды рассказала Марина Стражко. Она показала это на примере первого в России фонда целевого капитала, занимающегося усадебным наследием. Про актуализацию этого вида наследия через конный завод на примере усадьбы в Новотомниково можно было узнать из доклада Екатерины Попковой.
Тему археологии затронули два участника конференции. Мария Коршунова рассмотрела проблему музеефикации археологического наследия на примере Государственного археологического музея-заповедника "Костенки", расположенного в Воронежской области. А Полина Сергеева привела опыт столичного Музея археологии.
Про уникальный город, знаменитый архитектурой стиля модерн – Кимры, расположенный в Тверской области, рассказали два докладчика. Екатерина Васильева детально показала актуальное состояние города и конкретных домов, а Полина Шевченко описала перспективу развития Кимр и схожих малых городов и сел.
Александр Лунин привел примеры современных технологий, используемых в изучении усадебного наследия, таких как 3D сканирование, 3D печать, 3D моделирование Он считает, что необходимо наличие проработанной теоретической базы для научного использования этих технологий в сфере культурного наследия.
О созданной несколько лет назад "Ассоциации российских музеев памяти", которая объединяет музеи по всей стране, и ее роли в деле сохранения национального наследия можно было узнать из доклада Маргариты Гамаюновой.
Светлана Сёмочкина в своей работе рассказала, почему же останкинские интерьеры и предметы мебели являются эталонным образцом мебели XVIII века и какова история их реставрации.
Традиционной для конференции является секция, посвященная выставочным проектам наших студентов. Елена Алексеева предложила свое видение популяризации наследия знаменитой кутюрье, соперницы Коко Шанель – Эльзы Скиапарелли. Проект на тему женского шефства дома Романовых разработала Диана Муравьева.
О самых дорогих и известных лотах, проданных аукционным домом Sotheby’s можно было узнать в работе Анастасии Некрасовой, а о параллелях между русским авангардом и иконописью в проекте Ольги Сокоренко.
Про творческий союз двух деятелей Большого театра - великого балетмейстера Юрия Григоровича и сценографа Симона Вирсаладзе рассказала Юлия Масликова.
И в завершении, Ирина Селезнева представила проект, посвященный искусству Палеха и приуроченный к году народного искусства и нематериального культурного наследия российских народов, который пройдет в нашей стране в 2022 году.
Многообразие тем, затронутых в конференции, показывает широту научных интересов студентов и рефлексию по поводу текущей мировой ситуации, в которой они продолжают учиться, творить и развиваться.
Текст: Сергей Поляков