29 июня в Юрайт.Академии прошла панельная дискуссия по теме «Аудит компетентности: объективные диагностика, оценивание и сертификация знаний в цифровую эпоху», на которой первый проректор – проректор по научной работе РГГУ Ольга Вячеславовна Павленко поделилась своим видением оценки качества образования в условиях цифровизации
Эксперт считает, что цифровая диагностика знаний студентов объективна, однако строить всю систему образования на электронных платформах нежелательно, поскольку теряется ценность живого общения студента и преподавателя: «Сейчас оценочные средства образования ориентированы на цифровые инструменты. В настоящее время мы говорим о том, что тенденция цифровизации проникла настолько глубоко, что в сами программы обучения закладывается цифровое тестирование. Из-за этого исключается то, что называется “уникальная человеческая способность”, то есть исключается человеческий контакт учителя и ученика, на котором всегда держалось традиционное обучение».
Тем не менее спикер отмечает, что доступность онлайн-курсов создает спрос на качественное высшее образование в стенах университета. «Образование будущего — элитное и очень дорогое образование лицом к лицу с учеными и экспертами в форме личного консультирования или в малых группах. Массовое, стандартизированное обучение со стандартизированной цифровой оценкой будет как раз осуществляться исключительно через образовательные платформы», — утверждает проректор.
Элитарность очного высшего образования заключается в том, что оно обеспечивает персонализированный подход к каждому студенту с учетом его личных качеств. Виртуальное образование, с другой стороны, такой возможности не дает. Спикер убеждена, что «Машина не может формировать критическое мышление. Она работает на заданные рефлексии и ответы в четко определенные периоды. Машина не чувствует общения между людьми, а создает очень жесткую трафаретную реальность».
Эксперт заключила, что современные вузы ждет борьба за статус и право предоставлять качественное высшее образование, которое будет котироваться на рынке труда. «Сейчас идет жесткая конкуренция между университетами в цифровом мире. Формировать цифровые компетенции, обеспечивать вовлечение в мировое научное пространство, давать компетенции, востребованные на рынке труда безусловно важно, но недостаточно. Необходимо, чтобы сохранялся человеческий контакт Учителя и Ученика — ключевая характеристика настоящего университетского образования», — подытожила проректор.
Запись дискуссии: https://www.youtube.com/live/JLCdzCaCnCI?feature=share
Участники дискуссии:
Справка:
Образовательная платформа «Юрайт» представляет учебный контент и обучающие сервисы для высшего и среднего профессионального образования. Издательство «Юрайт» основано в 1996 г. На платформе представлены 4100+ курсов и 10 600+ учебников. Активные пользователи — 3 019 учебных заведений, 47 334 преподавателей, 451 558 студентов. Миссия «Юрайта» — повышение качества высшего и среднего профессионального образования.
Юрайт.Академия — образовательный центр повышения цифровых компетенций преподавателей (образовательная лицензия № 039822). Центр проводит общепедагогические и отраслевые онлайн-курсы, Школы преподавателей и конференции, вебинары и иные мероприятия сертификации пользователей платформы «Юрайт».
Программа вебинаров — площадка для обмена педагогическим опытом и методиками, СМИ (лицензия СМИ: серия Эл № ФС77-78116 от 13 марта 2020 г.). Ежедневно проходят онлайн-классы и онлайн-дискуссии, посвященные современным сервисам и практикам в образовании.
Юрайт.Журнал — площадка для обмена педагогическим опытом и методиками (лицензия СМИ: серия Эл № ФС77-78116 от 13 марта 2020 г.). Юрайт.Журнал освещает важнейшие тенденции в образовании в текстах и видео.
Подробную информацию о «Юрайте» может предоставить пресс-служба по запросу на pr@urait.ru.
Текст: Юрайт. Академия
Фото: пресс-служба РГГУ