28 марта во всем мире празднуется День историка – профессиональный праздник тех, кто связал свою жизнь с исторической наукой. О том, чем интересуется поколение Z и как продвигать русские былины в соцсетях, рассказала студентка 2 курса магистратуры исторического факультета ИАИ РГГУ Анна Ларина.
― Анна, у вас почти полмиллиона подписчиков в TikTok. Расскажите, как вы начали вести канал и о чем были ваши первые публикации?
― Канал я начала вести на карантине, когда было много свободного времени, а учеба была дистанционной. Первый ролик сняла шуточный, про небезызвестного Евгения Понасенкова. Потом увидела по комментариям, что многие в TikTok интересуются историей. Появилась мотивация: я стала пробовать снимать исторические шутки, разговорные видео, зарисовки – мой любимый формат, когда я оживляю персонажей прошлого. И по мере роста канала понимала, что людям правда не хватало исторического контента.
― Когда вы начали увлекаться историей?
― Я с детства люблю историю. Меня всегда притягивало прошлое, было интересно изучать, как люди жили раньше. Я понимала, что в книгах по истории – не воссозданная реальность, и хотелось узнать еще больше. Но до середины 11 класса я планировала быть геологом, пойти по стопам дедушки и отца. Серьезно о профессии историка я не думала, воспринимала скорее как увлечение. У меня не сложилось с физикой, поэтому я решила бросить подготовку на геологический и сдавать экзамен на истфак.
― Как вы выбирали университет и почему вы поступили именно в РГГУ?
― Еще в школе я часто слышала про РГГУ от учительницы. Кроме того, мы посещали конференции для школьников, которые организовывал РГГУ. Для меня было логично стать студенткой университета, с которым я знакома. Более того, я знала, что РГГУ – отличный выбор для гуманитариев. При поступлении выбрала исторический факультет и не пожалела.
― На каких ваших публикациях больше всего просмотров? Как вы думаете, кто ваша аудитория?
― Большая часть моей аудитории – молодые люди от 20 до 35 лет. Сложно сказать, что популярнее всего. Я снимаю видео не только по истории, но и по мифологии и фольклору. Рекордные просмотры – более 6 миллионов – набирали ролики по русским былинам.
Я сняла серию про богатырш, про самую страшную русскую былину, про малоизвестных богатырей. Многие удивились самому существованию воительниц в русских былинах. После такого ажиотажа я даже загорелась созданием курса по русским былинам для тех, кто хочет побольше погрузиться в эту тему. На первом потоке было около 80 учеников.
― Часто ли возникают спорные моменты из-за исторических фактов? Возникают ли дискуссии под вашими постами?
― Исторический канал – это всегда место для дискуссий в комментариях. Но под роликами редко бывают какие-то агрессивные обсуждения. Если же в комментариях возникает спорный момент, то я всегда спрашиваю, на что человек может сослаться, на какую работу или источник. Разные взгляды на исторический процесс – это нормально, главное, чтобы мнение было на чем-то основано.
― На ваш взгляд, можно ли социальные сети считать образовательным инструментом?
― Безусловно. С помощью соцсетей можно увлечь человека тем, что ранее ему казалось скучным, можно доступно излагать сложные вещи, популяризировать науку. Мало кто сейчас пойдет читать научные работы в библиотеку. Гораздо проще и доступнее прочитать пост или посмотреть ролик. И я рада, что в медиапространстве становится больше образовательных блогов и каналов.
― Как вы считаете, поколению Z легче усваивать информацию в цифровом формате?
― Думаю, да. Поколение Z быстрее осваивает и усваивает новую информацию. Мои ролики длятся до минуты – и этого хватает, чтобы вспомнить событие/героиню, освоить новый или забытый факт.
― Чем вы планируете заниматься в будущем?
― Хочу дальше развиваться в просветительской деятельности, чувствую себя полностью на своем месте. В будущем хочу запустить свою онлайн-школу или образовательный проект. У меня уже был опыт проведения образовательных курсов – и мне очень понравилось делиться знаниями более подробно и углубленно. Возможно, мне придет в голову еще какая-нибудь не менее интересная идея.