31 мая состоялась презентация результатов научно-практического исследования и коллективной монографии «Воспитание в высшей школе: от теории к практике» в пресс-центре МИА «Россия сегодня».
Участники мероприятия обсудили современные подходы к воспитательной деятельности в системе высшего образования и роль открытого воспитательного пространства на основе анализа практик социально-проектной деятельности детей и молодежи, реализуемых в рамках «Моя страна – моя Россия» – одного из проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей».
Исследование, лежащее в основе монографии, опирается на анализ результатов конкурса-мониторинга «Практики организации воспитательной работы с обучающимися образовательных организаций высшего образования», проводимого Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
«Воспитание в высшей школе: от теории к практике» – это продукт, который мы начали готовить еще в конце 2020 года и хорошо, что он получил жизнь в виде живого печатного и электронного издания. В настоящее время в российских университетах обучается свыше 4 миллионов человек, более миллиона из них – это студенты первого курса, а выпускается ежегодно более 900 тысяч молодых людей», – рассказал директор Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Денис Аширов.
Ректор Российского государственного гуманитарного университета, доктор исторических наук, профессор Александр Безбородов отметил, что миссия РГГУ как ведущего российского научно-образовательного центра в области гуманитарных, социальных и информационных наук заключается в осуществлении фундаментальных и прикладных научных исследований мирового уровня в области гуманитарного знания. Результаты экспертно-аналитической и научной деятельности получают возможность дальнейшего распространения благодаря деятельности нашего издательского центра, который уже через полтора года отметит свое 30-летие».
Соавтор монографии, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, проректор РГГУ, научный руководитель Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» президентской платформы «Россия – страна возможностей» Лариса Пастухова подчеркнула: «Воспитание – это основа на всех ступенях образования. Говоря словами Антона Семеновича Макаренко, «воспитание совершается на каждом квадратном метре Земли». Процессы обучения и воспитания давно вышли за рамки образовательной организации. Многолетний опыт, анализ педагогических практик, реализуемых в рамках Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» президентской платформы «Россия – страна возможностей», показывает, что развитие личностных, профессиональных, гражданских качеств у детей и молодежи, эффективнее проходит в открытом воспитательном пространстве, где ключевым выступает принцип субъектной позиции: если студент сам не включен в процесс «самостроительства» своей личности, не заинтересован в собственном личностном росте, то все усилия «организаторов воспитания» могут оказаться напрасными, потому обеспечение «включенности» студента в этот процесс – первейшее условие».
Как отметила научный руководитель Лаборатории развития содержания воспитания и социализации Центра воспитания и развития личности Российской академии образования, член-корреспондент РАО Наталия Селиванова, «воспитание в высшей школе имеет свою специфику, ведь мы имеем дело со взрослыми людьми. Это повышает нашу ответственность как разработчиков различных пособий, документов для высшей школы в сфере воспитания».
В презентации приняли участие авторы монографии: научный руководитель Лаборатории развития содержания воспитания и социализации Центра воспитания и развития личности Российской академии образования, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО Наталия Селиванова, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, проректор РГГУ, научный руководитель Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» президентской платформы «Россия – страна возможностей» Лариса Пастухова, проректор по воспитательной и социальной работе Новосибирского государственного педагогического университета, кандидат социологических наук Николай Киселев, доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Татьяна Сорокина-Исполатова, доктор педагогических наук, профессор, специалист в области теории воспитания и социальной педагогики Марина Шакурова и доктор педагогических наук, профессор, член Научного совета РАО по вопросам воспитания, директор Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского, завкафедрой общей педагогики и педагогики профессионального образования Тамара Щелина.
В ближайшее время монография будет доступна для прочтения. Информация будет размещена на странице Издательского центра РГГУ.
Автономная некоммерческая организация (АНО) «Россия – страна возможностей» была создана по инициативе Президента РФ Владимира Путина. Ключевые цели организации: создание условий для повышения социальной мобильности, обеспечения личностной и профессиональной самореализации граждан, а также создание эффективных социальных лифтов в России. Наблюдательный совет АНО «Россия – страна возможностей» возглавляет Президент РФ Владимир Путин.
За 4 года работы платформы участниками её проектов стали 10,5 миллионов человек из всех регионов России и 150 стран мира, а партнерами – более 1500 компаний, вузов, государственных и общественных организаций.
«Моя страна – моя Россия» – всероссийский конкурс для молодых людей, неравнодушных к жизни родного города, села или поселка и готовых предложить идеи и проекты для развития своего региона.
Источник: МИА «Россия сегодня» Состоялась презентация коллективной монографии «Воспитание в высшей школе: от теории к практике»
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поздравил с Международным женским днём руководителя Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова РГГУ Галину Гавриловну Ершову.
«Приятно констатировать, что взаимовыгодное партнёрство Ирана и России развивается очень успешно в настоящее время, и наша встреча – это хороший вклад в развитие отношений двух стран. Сегодня мы принимаем делегацию Университета Имама Садыка, который является кузницей кадров для основных государственных структур Ирана», – обратился с приветственным словом к делегатам первый проректор РГГУ Дмитрий Бобров.
Открыта регистрация на конкурс научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых учёных на тему устойчивого развития, инвестиций и финансовых рисков в рамках Финатлон форума.
Представлены результаты социологического исследования, реализованного Центром развития гуманитарных технологий «НОВАЯ ЭРА» под руководством Центра «Дипломатия знаний» РГГУ. Команде исследователей удалось выяснить, каким молодёжь Абхазии видит будущее своей страны, России и российско-абхазских отношений, чего ожидает и к чему стремится, а также как воспринимает СНГ и БРИКС.
Форум открылся на площадке Университета Крирка. Его программа рассчитана на два дня. Отечественную высшую школу в столице Таиланда представляют Российский государственный гуманитарный университет и другие вузы из разных регионов России.
28 февраля 2025 г. в РГГУ под председательством ректора Московской духовной академии, наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Кирилла, президента Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА), состоялось совещание ректоров вузов — членов НОТА.
С прискорбием сообщаем, что 1 марта 2025 года скоропостижно скончался кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории России средневековья и нового времени Историко-архивного института РГГУ
Около трех тысяч человек посетили стенд РГГУ на 60-й Московской международной выставке «Образование и карьера», которая состоялась в Москве в Гостином дворе с 1 по 2 марта.
«Для России историческое и культурное наследие Бразилии представляют большой интерес», — отметила проректор по научно-проектной работе РГГУ Ольга Павленко 27 февраля на Фестивале «Бразильский карнавал: социально-антропологические корни», посвящённом историко-культурному контексту возникновения и проведения праздника.
Центры-победители будут создаваться по приоритетным направлениям научно-технологического развития, определенным указом Президента России.