30 ноября состоялось научно-просветительское собрание, посвященное памяти профессора МГИМО, доктор экономических наук, многолетнего заведующего кафедрой связей с общественностью И. Я. Рожкова (1937–2023). Чтения были организованы Факультетом международной журналистики при поддержке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) и Центра международной торговли
Участие команды факультета ФРИСО в мероприятии "Первые Рожковские чтения в МГИМО ", на котором были конституированы подходы к современной школе брендинга.
С приветственным словом к участникам Первых Рожковских чтений обратились кандидат экономических наук, заведующая кафедрой рекламы и связей с общественностью Н. Р. Масумова; действительный государственный советник РФ 1-го класса, заслуженный юрист РФ А. П.Торшин; многолетний соавтор Игоря Яковлевича и его близкий друг, доцент экономических наук профессор В. Г. Кисмерешкин.
Профессор кафедры социологии Ф. И. Шарков отметил, что по мнению Рожкова и Кисмерешкина термин "сила бренда" обозначает степень его влияния на потребительскую среду. Сила бренда формирует ценность бренда, на которой основывается и по которой рассчитывается марочный капитал (brand equity). Эта сила проявляется в виде синергетического эффекта от совокупного воздействия на потребителей ряда факторов.
Доктор экономических наук, заведующая кафедрой менеджмента, маркетинга и внешнеэкономической деятельности имени И. Н. Герчиковой профессор Н. Ю. Конина подчеркнула, что до перехода на должность заведующего кафедрой связей с общественностью профессор Рожков трудился на кафедре организации и управления внешней торговли под началом профессора Герчиковой.
Вдова профессора Рожкова, кандидат социологических наук Т. Л. Багаева обратила внимание на научное наследие Игоря Яковлевича, в частности, на его кредо "брендинга XXI" - игру по новым правилам, отказ от канонов традиционного маркетинга, ломку стереотипов, переход на гибридные технологии, сочетающие линейные и нелинейные методы управления брендинговой деятельностью, креативность и инновационность.
В Первых Рожковских чтениях приняли участие и выступили с сообщениями
Сегодня реклама воспринимается как крупный сектор креативной экономики с набором прикладных коммуникационных инструментов, с другой стороны, как социокультурный феномен со своим спектром артефактов, которые концентрируют вокруг себя разноаспектные гуманитарные исследования: исторические, искусствоведческие, культурологические, философские.
В конференции приняли участие заведующий отдела редких книг Научной библиотеки РГГУ Николай Никульшин и директор Московского музея дизайна Александра Санькова, которые рассказали о зарождении и становлении книгоиздательства в России и приемах рекламирования книг, зафиксированных в уникальных антикварных фолиантах, о тематических коллекциях различных экспонатов, включая журналы советского периода, популяризирующие научно-технические достижения того времени и новую эстетику.
Генеральный директор консалтингового агентства Михаил Дымшиц поделился своей обширной коллекцией рекламных материалов, раскрывающих аспекты рекламной деятельности в разные исторические периоды.
Креативный директор агентства METAFORA BRANDING, куратор направления "Проектирование" B&D Иван Клейменичев задал новый ракурс на известные символы советского периода, как на становление смыслового и ценностного пространства при бренд-билдинге молодого государства.
Особым событием симпозиума стал доклад доктора экономических наук, профессора Игоря Рожкова, который возглавлял одну из структур организации Внешторгэкспорта СССР, занимавшуюся поддержкой советского экспорта и его рекламой. Он раскрыл некоторые тайны продвижения советских товаров на рынки США и Японии, коснулся особенностей деятельности организации Внешторгрекламы, участия в международных выставках и выпуска специальных журналов. В связи с его восьмидесятипятилетием декан факультета рекламы и связей с общественностью и модератор симпозиума доктор экономических наук Абаев Алан Лазаревич торжественно поздравил юбиляра и вручил ему памятный и раритетный сувенир – фарфоровую копию ручной работы здания университета РГГУ.
Междисциплинарный симпозиум «Раритеты рекламы и медиа в коллекциях и научном поиске» способствовал осмыслению в новом ракурсе истории рекламы и медиа, генезиса становления коммуникационных практик и объединению представителей бизнеса и вуза, профессоров и молодых ученых, практиков и дизайнеров, студентов и выпускников, раскрывая им новые грани освоенной предметной области.
Текст: Багаева Татьяна Леонидовна
Фото: Багаева Татьяна Леонидовна