Мероприятие состоялось 28 января
В стенах Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета 28 января состоялось знаковое событие – прошло заседание международного круглого стола «Транспортные коммуникации Российской империи в годы Первой мировой войны». Фактически РГГУ открыл программу российских и международных научных мероприятий, приуроченных к юбилейной дате – 100-летию начала Первой мировой войны. Круглый стол был проведен по инициативе кафедры истории государственных учреждений и общественных организаций ИАИ РГГУ, сотрудники которой принимали самое активное участие в подготовке фундаментального исследования по истории железнодорожного транспорта России, осуществленного в 2010 – 2012 гг. под руководством ректора РГГУ чл.-кор. РАН Е. И. Пивовара. От лица ректора РГГУ Е. И. Пивовара с приветствием в адрес участников международного круглого стола выступил проректор по учебной работе, профессор, А. Б. Безбородов. В своем вступительном слове он отметил важность изучения Первой мировой войны как в общем контексте сохранения памяти о прошлом, так и в целях восстановления целостной картины последней войны царской России, мобилизации экономики и концентрации ресурсов страны на решении проблем военного времени.
В работе Круглого стола приняли участие 20 специалистов по истории транспортного строительства из ведущих научных учреждений и вузов России и Украины: Института российской истории РАН, Института экономики РАН, Института географии РАН, университетов Москвы и Тамбова, университетов путей сообщения Москвы и Санкт-Петербурга, вузов Петрозаводска, Волгодонска, Харькова, Луганска, Днепропетровска, Музея Московской железной дороги. Работу Круглого стола освещали представители российских СМИ и РЖД-ТВ.
Круглый стол открылся выступлением профессора Московского государственного университета путей сообщения Ю. А. Харламовой, отметившей, что появление железнодорожных коммуникаций стало важным элементом модернизации страны в целом и развития многих отраслей экономики страны. Железные дороги оказали существенное влияние на обеспечение национальной безопасности и в годы Первой мировой войны взяли на себя основную роль в обеспечении фронта и тыла.
Состав участников международного круглого стола и тематика докладов действительно отражала как широту географического изучения поставленных проблем, так и глубину, и качество научного анализа.
Наши коллеги из Украины (Н.В. Венгер, профессор Днепропетровского национального университета; В.А. Куликов, зам. декана Исторического факультета Харьковского национального университета; Шандра И.А., доцент Луганского национального университета) в своих докладах подробно представили особенности и проблемы организации железнодорожного сообщения на южных территориях Российской империи. Об экономических последствиях военных лет для транспорта говорили профессора А. А. Голубев (Петрозаводский филиал ПГУПС), А. Ю. Бахтурина и А. С. Сенин (РГГУ), директор Волгодонского филиала РИНХ А. Н. Недорубов, заведующий лабораторией социальной истории ТГУ Р. Б. Кончаков, председатель Всероссийского общества любителей железных дорог А. Б. Вульфов.
Морскому транспорту в годы войны было посвящено сообщение главного научного сотрудника ИРИ РАН Э. Г. Истоминой. Ведущий научный сотрудник Института географии РАН С. А. Тархов посвятил свое сообщение трамвайному сообщению в городах Российской империи периода Первой мировой войны. Проф. ПГУПС В. В. Фортунатов подвел итоги выступлениям своих коллег сообщением на тему: «Какой железнодорожный транспорт нужен России: уроки Первой мировой войны».
В завершении международного круглого стола его секретарь – А.С. Сенин – пожелал всем участникам научных достижений, подчеркнув, что благодаря подобным научным мероприятиям формируются коллективы и ассоциации единомышленников, связанных и увлеченных единой проблематикой и единым пониманием значимости изучения истории транспортных коммуникаций Российской империи.