РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



В РГГУ состоялся открытый научно-практический семинар «Религия, танец, музыка: история и современность»
16.12.2023

В РГГУ состоялся открытый научно-практический семинар «Религия, танец, музыка: история и современность»

16 декабря в РГГУ прошел Открытый научно-практический семинар «Религия, танец, музыка: история и современность», организованный Учебно-научным центром изучения религий при поддержке Посольства Республики Индонезии в Москве


С приветственным словом к представителям Посольства и всем участникам обратилась представитель Управления международных связей РГГУ Евгения Михайловна Росинская. Ведущий научный сотрудник ИЭА РАН, доктор исторических наук Светлана Рыжакова рассказала о феномене танца в мифах и обрядах народа мейтей Манипура (ныне индийского штата, расположенного на границе с Мьянмой), в частности про ритуал лей-хараоба.

Доклад младшего научного сотрудника ИЭА РАН Павла Серина был посвящен тому, как многовековое танцевальное и музыкальное искусство Индонезии остается частью повседневной культуры ее жителей и служит одним из инструментов построения региональной и общенациональной индонезийской идентичностей, какие истории и практики таятся за некоторыми танцами и песнями, насколько эти знания (не)открываются посторонним и как народная и национальная гордость своим наследием сочетается с ростом религиозной грамотности. Павел показал различия между балийскими Баронгами и рассказал про смысл танца Баронга,

Аспирантка ИЭА РАН Анастасия Киняева дала возможность увидеть и услышать исполнение каввали - суфийских песнопений, распространившихся из ритуальной сферы в современную поп-музыку.

В записи прозвучал доклад почетного исследователя Университетского колледжа в Лондоне, историка двигательной культуры, кандидата психологических наук Ирины Сироткиной про хореографию христианской литургии. «В балетах есть "выходы" (entrées), в хореографии различают движения, шаги, или па, с одной стороны, и связки между ними – с другой; это можно уподобить лингвистическим структурам – словарю и синтаксису. Направление движения также можно отнести к хореографическому синтаксису. Эти формальные аспекты могут быть общими для танца и церковной службы»

Продолжил тему раввин Религиозного объединения общин прогрессивного иудаизма Леонид Бимбат, проанализировав тексты, ставшие отправной точкой создания хореографии еврейской молитвы. Для слушателей весьма неожиданным было начитать отсчет от верблюда.

Солистка танцевальной школы «Натьяшрама» Мария Жильцова рассказала, как танец с ритуальными корнями становится сценическим и исполнила танец «Натараджа Каутувам» из традиционного репертуара.

Звучным и зрелищным в начале и завершении семинара оказалось выступление музыкального и танцевального коллективов при Посольстве Республики Индонезии Gamelan Dadali и Kirana Nusantara Dance. Гамелан – это индонезийский оркестр традиционных инструментов островов Ява и Бали, выполненных из бронзы. Основу оркестра составляют ударные музыкальные инструменты: металлофоны, ксилофоны лежачие гонги, барабаны, различные подвесные гонги и др. Gamelan Dadali - первая группа яванского гамелана, появившаяся в России в 2017 году на базе Посольства Республики Индонезии в России. Руководитель группы — Три Койо, выпускник Джокьякартского университета культуры и искусств. В качестве названия группы было выбрано яванское слово Dadali, которое означает «гаруда», мифическая птица, изображенная на гербе как символ Республики Индонезии. Название «Гамелан Дадали» — символ индонезийской культуры в Москве.

Kirana Nusantara Dance Moscow – единственная студия индонезийских танцев в России, основанная в 2017 году под руководством выпускницы хореографического факультета Джокьякартского университета культуры и искусств Элисабет Нур Ниласари. Слово Kirana означает «свет», слово Nusantara – «архипелаг». «Кирана нусантара» — свет архипелага, лучшие танцы народов Индонезии. В репертуаре студии танцы островов Суматра, Ява, Калимантан, Сулавеси, Восточная Нуса Тенггара.

Практическая часть семинара включила слушателей в число действующих лиц. Мастер-класс «Rikudei am (израильские народные танцы) на сюжеты из священных текстов» провела преподаватель и исследователь израильских народных танцев Дарья Михайлова, а члены «Гамелан Дадали» рассказали об инструментах оркестра и показали желающим основы игры на них.

Текст: Дарья Михайлова, Светлана Бабкина
Фото: Посольство Республики Индонезии в Москве