Ведомости: Из учебников истории уберут «идеологический мусор»
Владимир Путин встретился с разработчиками концепции нового учебно-методического комплекса по истории России и объяснил им, что делать
На встрече президента России в Кремлевском дворце в четверг обсуждалась утвержденная Российским историческим обществом концепция. Она должна лечь в основу новой линейки школьных учебников по истории России. Изначально говорилось о едином для всех школ учебнике, но президент подчеркнул, что речь именно о «линейке» учебников. Впрочем, в каждом таком учебнике должно быть заложено понимание непрерывности развития страны и взаимосвязи его этапов. По словам Путина, речь идет не о идеологизированном единомыслии, а о единой логике преподавания.
Ориентируясь на новую концепцию, необходимо переписать вопросы ЕГЭ и, пока пишутся новые учебники, предусмотреть «переходный период»: используя существующие учебники, преподавать в соответствии с новой концепцией (т. е. адаптировать учебники под нее). Что это означает, президент не пояснил, но федеральный чиновник, участвовавший в разработке концепции и подготовке мероприятия, считает, что речь идет просто о том, что, используя существующие книги, нужно ориентироваться на новую концепцию с выбранным в нее набором фактов и имен. Переход в будущем на новый учебник, по его словам, будет не таким уж и трудным: большинство авторов существующих трудов принимали участие в работе над концепцией.
«На создание нового учебника уйдет минимум 1,5-2 года, но в течение этого срока концепция будет применяться в школах», — сказал министр образования Дмитрий Ливанов. Он заверил президента, что к новому учебному году появится примерная программа преподавания и методические рекомендации по синхронизации школьных курсов литературы, зарубежной истории с отечественной историей. Это должно пойти на пользу ученикам, которым таким образом будет интереснее и проще понимать взаимосвязь культурных и мировых процессов с событиями, происходившими в стране.
Директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян вслед за Ливановым апеллировал к мнению большинства учителей, 85% из которых на съезде учителей выразили пожелание о введении единого учебника.
Есть проблемные вопросы, по части из которых найден компромисс, а по части идет работа, признал Чубарьян. Это проблема российской идентичности и образования государства (тут было много дискуссий с украинскими коллегами), проблема преодоления Смутного времени, Отечественной войны 1812 г., Великой отечественной войны.
«Самое главное заключалось в том, что в той системе сертификации, условно скажу, учебной литературы, которая поступала в школы, проскакивали такие вещи, которые абсолютно неприемлемы не только для нашей страны, нашего народа, — для любой страны, любого народа это просто как плевок в лицо… Просто идеологический мусор», — отреагировал Путин. «Говорят о том, что в результате второй мировой войны Восточная Европа погрузилась в оккупационный мрак сталинского режима. Отчасти там идеология совдеповская функционировала и оказывала негативное влияние на развитие этих государств. Но мы говорим о последствиях. А если бы победил фашизм, какие были бы последствия? Вообще некоторых народов не осталось бы как таковых: их просто истребили бы — и все», — отметил президент.
Как пояснил после встречи чиновник по итогам встречи, ожидается, что единый учебник истории появится в школах хотя бы как пилотный вариант в сентябре 2016 г. ( его оператором также выступит Российское историческое общество под руководством Сергея Нарышкина), а пока учителям разошлют новые методички, из ЕГЭ могут исчезнуть те вопросы, которые не соответствуют концепции, и появиться несколько в соответствии с ней. Что же касается учебников, то, как пояснил ректор Российского государственного гуманитарного университета Ефим Пивовар, из учебников, которые сейчас рекомендованы для школ, в новых переизданиях могут появиться необходимые материалы или, наоборот, какие-то будут исключены.
Лилия Бирюкова
Vedomosti.ru
16.01.2014
Vesti.ru: Путину представили концепцию нового учебника истории
Телекомпания НТВ: Речь не о единомыслии: Путин ответил критикам единого учебника истории
О событиях прошлого говорили сегодня в Москве на встрече президента с разработчиками единого учебника истории.
Владимир Путин заочно ответил критикам, заявив, что единые подходы к преподаванию истории вовсе не означают идеологизированное и казенное единомыслие.
Как узнал обозреватель НТВ Владимир Чернышёв, единую концепцию преподавания истории обсуждали сегодня в том самом месте, которое с этой историей связано неразрывно — в московском Кремле. Три ключевых момента преодоления государственных кризисов выделены в новой концепции и связаны с этим местом: Смутное время, война 1812 года и Великая Отечественная война.
Именно на этих примерах консолидации нации школьникам будут давать пример ответственности наших предков за страну. Не поняв и не полюбив прошлое во всех его противоречиях, невозможно построить и достойное будущее.
Владимир Путин, президент РФ: «Единые подходы к преподаванию истории совсем не означают казенное, официозное, идеологизированное единомыслие. Речь совершенно о другом — о единой логике преподавания истории, о понимании неразрывности и взаимосвязи всех этапов развития нашего государства и нашей государственности. О том, что самые драматические, неоднозначные события — это неотъемлемая часть нашего прошлого».
Обсуждение единой концепции преподавания истории показало, какой интерес в обществе к прошлому, какие споры вызывают практически все ключевые моменты истории.
Сергей Нарышкин, глава Российского исторического общества: «Мы полностью выбили почву под спекуляциями о том, что вот соберутся в тиши кабинета Ливанов, Мединский и группа товарищей и напишут какую-нибудь новую версию краткого курса ВКП(б)».
Владимир Путин, президент РФ: «О ВКП(б) вы сказали шепотом. Вы сами боитесь или что мы испугаемся?»
Сергей Нарышкин: «Это образ, Владимир Владимирович».
Впрочем, обсуждение выявило и то, что трудных вопросов остается очень много. История создания многонационального государства — это имперские завоевания или расширение державы, несущее прогресс окраинам. В итоге в учебниках будут приведены факты, позволяющие делать вывод, что получили народы, вошедшие в Российскую империю.
Период двух русских революций — Февраля и Октября 1917-го, а также годы Гражданской войны названы в учебнике Великой российской революцией, по примеру Французской революции, также охватывавшей сложный многолетний период. И, конечно, 30-е годы XX века. По ним такие споры идут, будто Сталина — завтра на выборы.
Александр Чубарьян, директор Института всеобщей истории Российской академии наук: «Мне кажется, что мы нашли какую-то формулу, которая вначале вызвала большое отторжение, а потом большинство согласилось. 30-е годы — это был советский вариант модернизации. Имея в виду, что это включает в себя и позитивные вещи, и те негативные явления, которые были и сопровождали ее».
Но если профессионалы продолжат дискуссию о деталях прошлого, то главная задача новой концепции преподавания истории — оградить ее от намеренных и оскорбительных искажений.
Владимир Путин: «В той системе сертификации, так условно скажу, учебной литературы, которая поступала в школы, проскакивали такие вещи, которые абсолютно неприемлемы не только для нашей страны и для нашего народа. Для любой страны и для любого народа это просто как плевок в лицо, понимаете? Скажем, некоторые оценки в некоторых учебных материалах того, что происходило во время Второй мировой войны, — это просто безобразие. По-другому и назвать никак нельзя».
Уже в этом году вопросы единого экзамена будут сформулированы в соответствии с новой концепцией. К 1 сентября на переходный период будут подготовлены методики и брошюры для учителей и учеников. На создание новых учебников может уйти до полутора лет.