29 ноября прошла встреча СНО «Неомифологизм в литературе и культуре XVIII-XX вв.», посвященная анализу неомифологизма в романе Тахара Бен-Джеллуна «Харруда». О марокканском писателе, его творческом пути, языке и неомифологических образах рассказывала Ольга Докучаева, студентка 2 курса магистратуры Института филологии и истории
Определенным препятствием для детального анализа текста было отсутствие его перевода на русский язык. Важным оказался историко-культурный контекст романа. «Харруда» была написана в 1973 году, что совпало с «Годами свинца» в Марокко. Они были ознаменованы репрессиями и ожесточением властей. Манифестации и репрессии неомифологизируются в тексте. Так, участники забастовок становятся птицами, а режим – осьминогом с длинными щупальцами. Дискуссионным также был вопрос о границах метафоры, символа и неомифологических образов.
Ведущим неомифологическим образом в романе оказывается проститутка Харруда. Она одновременно и воплощение Кандиши, злого духа из марокканского фольклора, и женщина, заключившая с ним сделку, она – паук, она – Шахерезада, она – рассказ. Такой образ женщины послужил поводом для сопоставления с другими неомифологическими текстами. Именно в переломные исторические моменты использование неомифологизма позволяло переосмыслить происходящие изменения. А женский образ оказывался метафорой родной страны.
В тексте романа также мифологизированы города. Тахар Бенжеллун родился в Фесе, и Фес в романе – абсолютно марокканский, традиционный, про него помнят Святые, а из уст того, кто собирается сносить здания в медин, вылетают крысы как возмездие.
Танжер же, которому посвящена вторая часть романа, - это смесь восточной и западной культур. Если Фес открыт и понятен, то Танжер - скрытный, неслучайно глава, посвященная ему, названа известными словами Жана Жене «Танжер-предательство».Образ города в популярной культуре также находит свой отклик в романе.
Обсуждение текста романа оказалось очень плодотворным, вопросы, поднятые на семинаре, будут освещены в докладе на конференции «Неомифологизм в литературе и культуре».
Текст: Докучаева Ольга Игоревна, 2 курс магистратуры, ИФИ
Фото: Конева Анастасия Андреевна, 3 курс ИФИ