РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




В РГГУ состоялось заседание студенческого научного семинара «Межкультурная коммуникация в историческом контексте»
21.11.2023

В РГГУ состоялось заседание студенческого научного семинара «Межкультурная коммуникация в историческом контексте»

15 ноября 2023 года в рамках заседания студенческого научного семинара «Межкультурная коммуникация в историческом контексте» студенты РГГУ обсудили общее и различия в восприятии мира в древних культурах Египта и Месопотамии на примерах экспонатов Музейного центра РГГУ


Месопотамия и Древний Египет были двумя совершенно разными цивилизациями. Однако в их истории, культуре и искусстве можно найти общие черты. Обе цивилизации имели космологическое представление об устройстве мира и мифологическое сознание. Эти взгляды нашли свое отражение в искусстве, создавшем свои каноны или правила с определёнными знаками и символами. Среди характерных особенностей изобразительного искусства периода древнейших цивилизаций – ограниченность цветовой палитры, одноцветность фона, сочетаемость зооморфных и геометрических фигур в изображениях. Стеллы с изображениями людей или животных были характерны для обеих культур. Древние египтяне также рисовали рельефы на колоннах и в гробницах фараонов. Изображение человека не подразумевало портретного сходства, а лишь отражало обобщенные черты. На примерах статуй и барельефов из залов Музейного центра РГГУ студенты смогли проследить и выявить общие и различия в искусстве Месопотамии и Египта.

Многие египетские образы, в отличие от изображений Междуречья, имеют статичный, формальный, абстрактный и часто «блочный» характер. Монументальные скульптурные изображения фараонов в Древнем Египте, слепки которых представлены в Музейном центре РГГУ, создавались для передачи идеализированного образа сильного человека. Каменные статуи были закрытыми, с близко расположенными к бокам руками, мощной опорой, обеспечивающей поддержку, и с заполненными пространствами между конечностями. Это отметили студенты, анализируя статуи сидящего фараона Хафра и Немтихотепа из «Зала Сфинкса». Особенности изображения фигур человека на плоскости были рассмотрены на примере рельефов гробниц (например, вельможи Изи), столь важные для мировосприятия древнего египтянина, ведь по религиозным представлениям Ка, двойник покойного, продолжал жить в изображениях человека после его физической смерти.

После осмотра музейных залов и анализа образцов искусства Месопотамии и Египта участниками студенческого научного семинара были отмечены сходства и различия в развитии изобразительных образов древнейших цивилизаций, а также проведены параллели с современным искусством, где можно уловить отголосок древнейших канонов.

Текст: Н. Ю. Сучугова, канд. ист. наук, доцент кафедры иностранных языков ФМОПиЗР РГГУ, руководитель СНО «Межкультурная коммуникация в историческом контексте»
Фото: Т. А. Маркелова, ст. преп. кафедры иностранных языков ФМОПиЗР РГГУ, руководитель СНО «Межкультурная коммуникация в историческом контексте»