РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Студенты и преподаватели РГГУ обсудили доклад по истории французского искусства XVIII века
27.10.2023

Студенты и преподаватели РГГУ обсудили доклад по истории французского искусства XVIII века

25 октября в Историко-архивном институте РГГУ прошло очередное 26-е заседание студенческого историко-просветительского клуба «История, культура и архивы Франции», научным руководителем которого является кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и организации архивного дела Олег Санин. Клуб уже в течении 5 лет успешно работает на кафедре истории и организации архивного дела Историко - архивного института РГГУ


На заседании с докладом по теме «История искусства в дипломатическом архиве: загадка Лиотара» выступил доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института Всеобщей истории РАН, руководитель Центра по изучению истории XVIII века Карп Сергей Яковлевич.

Всего в работе кружка участвовало 20 студентов и преподавателей РГГУ, других вузов, представители Дома ученых, сотрудники ряда российских архивов (РГВА и др.), сотрудники ряда библиотек. Так же  на заседании присутствовало несколько активных участников возглавляемого главным специалистом РГВА Игорем Михайловичем Нагаевым клуба любителей истории отечества (КЛИО).

В начале заседания с небольшим вступительным словом выступили научный руководитель кружка, к.и.н., доцент кафедры истории и организации архивного дела ИАИ РГГУ Санин Олег Геннадиевич, который представил докладчика Сергея Яковлевича Карпа как крупнейшего отечественного специалиста по истории французской культуры XVIII в., французского Просвещения и истории русско-французских культурных связей. В дальнейшем сам докладчик рассказал о том, как формировался его научный интерес к истории французской культуры и французского Просвещения. Главной темой доклада стала история жизни и творчества видного франкоязычного художника XVIII века Жана Лиотара, автора знаменитой картины «Шоколадница». Сергей Яковлевич подчеркнул, что интерес к жизни и творчеству этого художника значительно вырос в XX веке, всвязи с общим ростом интереса к живописи рококо. Всплеск интереса к этому художнику и к его знаменитой «Шоколаднице» в нашей стране произошел после проведения в 1955 г. выставки шедевров Дрезденской галереи, восстановленных советскими реставраторами после II Мировой войны и возвращенных в ГДР. В настоящее время интерес к Лиотару и его творчеству огромен, практически ежегодно в крупнейших европейских столицах организуются его выставки. Вместе с тем, его творчество окружает множество загадок, о которых собравшимся рассказал докладчик.

С.Я. Карп довольно подробно осветил жизнь и творчество Жана Лиотара, уделив особое внимание его пребыванию в Стамбуле, Париже и Вене. При этом, докладчик подчеркнул, что творчество Лиотара часто вызывало неоднозначные оценки современников, некоторые из которых (в частности Д.Дидро) считали его недостаточно талантливым, что в конце концов помешало его принятию в члены французской академии художеств. Вместе с тем, докладчик подчеркнул, что несмотря на это Лиотар по праву считался одним из самых популярных и коммерчески успешных художников XVIII века, одним из лучших портретистов. Не случайно его портреты заказывали члены крупнейших императорских и королевских фамилий XVIII века.

Так же в докладе С.Я. Карп рассказал о некоторых интересных документах, хранящихся в Архиве внешней политики России, связанных с безуспешной попыткой Екатерины II пригласить Жана Лиотара на работу в Россию. По мнению докладчика отказ Лиотара от работы в России был вызван как непростыми семейными обстоятельствами жизни художника, так и нежеланием покидать Вену, где он находился и пользовался большой популярностью при дворе императрицы Марии-Терезии.

В целом доклад С.Я. Карпа вызвал большой интерес у слушателей. Автору задавалось немало вопросов. При ответах на них С.Я. Карп рассказал об особенностях творчества художника, подчеркнул, что для его манеры письма характерна особая светлость и живость красок. Поднимались также вопросы о наличии дневников и мемуаров Лиотара, о влиянии французской революции на оценку его творчества, о причинах возрождения интереса к художнику во второй половине XX века, об отношениях Лиотара с Вольтером, Дидро и другими французскими просветителями, об архивных материалах Лиотара и о нём, хранящихся в зарубежных архивах.

.По сложившейся традиции после завершения доклада и ответов на вопросы участники заседания продолжили обсуждение и дискуссию за чаепитием на кафедре истории и организации архивного дела Историко-архивного института РГГУ.

Текст: Санин О.Г.
Фото: Санин О.Г.