РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Цифровизацию обрядов посвящения в видеоиграх обсудили на семинаре факультета культурологии
25.10.2023

Цифровизацию обрядов посвящения в видеоиграх обсудили на семинаре факультета культурологии

18 октября состоялась первая в этом семестре онлайн-встреча действующего при факультете культурологии научного семинара по исследованиям медиа и образа «Культурные практики в технологических медиа средах» 


С докладом «Цифровизация обрядов посвящения в видеоиграх» выступила магистр культурологии, соискательница кафедры истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ Ульяна Сергеевна Баранова. В последующей дискуссии участники семинара обсудили вопросы, связанные с трансформацией тела и телесности под воздействием ролевых видеоигр.

Научный онлайн-семинар «Культурные практики в технологических медиа средах», действующий с декабря 2020 года, объединяет исследователей из разных городов России, интересующихся социокультурными трансформациями под воздействием технологических медиа сред. Осенний семестр 2023 года посвящён вопросам ритуальных практик — религиозных и светских — в цифровую эпоху.

На состоявшейся первой встрече семинара с докладом «Цифровизация обрядов посвящения в видеоиграх» выступила соискательница кафедры истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ Ульяна Сергеевна Баранова. После доклада участники семинара смогли обсудить вопросы, связанные с утверждающимися в RPG-видеоиграх (от англ. role-playing game, ролевых играх) цифровыми форматами обрядов перехода и их социокультурными функциями.

В частности, отмечалось, что если прежние медийно трансформированные формы инициации предлагали индивидуальные (например, в устных сказках, а затем и в печатных романах) и коллективные (например, в кино) форматы пассивного сопереживания и отождествления с героями повествования, проходящими через какую-либо социализирующую трансформацию, то видеоигры предлагают набор интерактивных возможностей, сближающих игрока с его персонажем в активных действиях. Эта особенность видеоигр, как заключили участники, меняет не только формат погружения в историю-инициацию, связанную с обретением нового социального статуса и возможностей (в механике видеоигр она часто репрезентируется сменой уровня героя и достижением им новых игровых возможностей), но и трансформирует ощущение собственной телесности и общее понимание границ тела. Участниками семинара обсуждались изменения, вызванные вовлечением тела игрока — с помощью различных интерфейсов — в иное (в том числе — не всегда человеческое) игровое тело персонажа. Влияние, оказываемое видеоиграми на опыт телесности, сопоставлялось с уже хорошо изученными эффектами кино (в особенности — киноавангарда), а также с известными архаическими формами инициаций, в которых трансформация тела и его отождествление с другими телесными формами занимало важное место.

Насыщенная дискуссия позволила многим начинающим и опытным исследователям ознакомиться с актуальными тенденциями в современных game и media studies.

Новая встреча онлайн-семинара «Культурные практики в технологических медиа средах» состоится в ноябре 2023. Подробная информация о дате и планируемом докладе будет опубликована в ближайшее время на сайте семинара. Там же открыта регистрация новых участников.

Текст: Ольга Щедрина
Фото: Ольга Щедрина