РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Семинар «Визуальная антропология медиа»
20.10.2023

Семинар «Визуальная антропология медиа»

17.10.23 состоялась первая встреча студенческого научного семинара «Визуальная антропология медиа». Первая встреча открыла проект учебного года 2023/2024 по проблеме «перевода» осмического и зрительного каналов восприятия в контексте рекламных роликов духов


На встрече научный руководитель СНС – Акулинин Виктор Николаевич, к. филос. н., старший преподаватель Кафедры интегрированных коммуникаций и рекламы Факультета рекламы и связей с общественностью, студенты и студентки очной и заочной форм обучения просмотрели и обсудили ряд рекламных роликов.

В фокусе внимания оказались четыре ролика культовых духов Chanel №5 с  Николь Кидман, Жизель Бундхен, Марион Котийяр и Одри Тоту. В этих роликах нас интересовал ряд вопросов: как передается смысл духов как продукта? Какие модели сценариев используются для передачи медиаторского действия духов, какие используются ахретипы? Как мы можем визуализировать аромат? На чем в общем плане строится стратегия визуализации осмического?

Некоторые результаты обсуждения можно кратко выразить в ряде тезисов.

1. Духи как медиатор и «разрушитель расстояния».

Во всех просмотренных роликах главные герои: мужчина и женщина находятся в странном состоянии взаимного отталкивания и притяжения. Траектории героев то сходятся, то расходятся. И духи как раз то, что траектории эти сводит, пересекает.

2. Аромат как якорь.

Широко известен пассаж из цикла Марселя Пруста "В поисках утраченного времени", где главный герой способен воссоздавать в памяти потрясающе детализированный мир, основываясь на том или ином перцептивном триггере.

В случае с просмотренными роликами таким триггером стал аромат. Во всех роликах аромат был тем, что буквально (вос)создает реальность.

3. Реальность или греза?

Погружение в ароматические грезы воспоминаний стирают грань между реальностью и фантазией. Герои роликов погружаются в некий аффект воображаемого, которое зачастую коннотируется фигурой любви. Будучи аффицированным, человек становится больше себя, устремляется к другому человеку. И мы можем эту связующую нить наблюдать. И нить эта - аромат.

4. Рекуррентность романтического аффекта.

Мы получаем рекуррентность духов и любви: два этих феномена отсылают друг к другу и ускользают от причинно- следственной логической модели. Потому что, с одной стороны, романтический аффект между героями возникает в момент осмического контакта. Но, с другой стороны, нас подводят к тому, что эта связь более глубокая, нежели просто аромат. То есть через аромат выражается сам человек. Таким образом, аромат приобретает антропологическое прочтение.

5. Когда непонятно - это хорошо или плохо?

Обсуждение роликов обнаружило наличие, как минимум, двух стратегий их восприятия.

Первая: реклама духов неочевидна. В лучшем случае за весь ролик флакон духов мелькает в кадре один два раза, или появится в самом конце. В таком случае, мы не понимаем, о чем эта реклама, когда ее смотрим.

Вторая: факт некой непонятности позитивен. Будучи ослепленными нарочитой рекламой, неочевидная реклама позволяет нам удивиться и заинтересоваться. Что это такое, - думаем мы, и с интересом досматриваем до конца. Реклама духов Chanel №5 - не для всех, поэтому подача столь не очевидна. Самое главное - это история людей, которая ретроспективно интерпретируется в горизонте аромата.

Эти тезисы мы будем разрабатывать и в дальнейшем. А также формулировать новые тезисы на основе следующей группы роликов, тематизирующих не взаимное притягивание и отталкивание мужчины и женщины, а погружение в свою индивидуальность.

Следующая встреча состоится 25.10.23 в 15:35 в аудитории 823 (5).

Больше медиаматериалов с встречи и всю информацию по работе СНС можно найти в телеграм канале СНС https://t.me/vis_ant_med. По любым вопросам сотрудничества с семинаром можно писать Акулинину В.Н. на почту akulinin.vn@rggu.ru 

Текст: Акулинин В.Н
Фото: Акулинин В.Н