22 октября состоялось очередное заседание Ученого совета РГГУ.
22 октября состоялось очередное заседание Ученого совета РГГУ, на котором был рассмотрен ряд важных административных вопросов.
Ректор РГГУ, чл.-кор. РАН Е.И. Пивовар подтвердил необходимость внесения изменений в Устав РГГУ, касающихся регламентации деятельности Предуниверсария. «Для нашего вуза это структура совершенно новая, - отметил ректор, - но я еще раз благодарю тех, кто этим занимается, прежде всего, сотрудников Института психологии имени Выготского, ректорат, учебное, юридическое, административное управления». Е.И. Пивовар также указал на обоснованность рекомендации к участию в конкурсе на получение грантов Президента Российской Федерации доктора исторических наук, профессора кафедры истории и теории исторической науки факультета истории, политологии и права РГГУ по теме «Русские датированные рукописные книги XVI в.» А.С. Усачева и коллектива Учебно-научного Мезоамериканского центра имени Ю.В. Кнорозова факультета истории, политологии и права РГГУ под руководством доктора исторических наук, профессора Г.Г. Ершовой.
Отдельное внимание ректор уделил мониторингу деятельности диссертационных советов, проводимому Министерством образования и науки. В Министерство было передано около 260 анкет членов диссоветов, и 1500 приложений к ним. Предварительные итоги обработки этих данных будут известны 25 ноября. «В результате того, что мы проверяем все работы, которые идут к нам на защиту и на которые мы даем внешний отзыв, через систему «Антиплагиат», порядок здесь более-менее наведен, - сообщил Е.И. Пивовар. - Что касается аспирантуры, если работа курируется по одной области знаний, нельзя ее обсуждать на кафедре, которая не имеет к этой области никакого отношения. Необходимо внимательно следить за этим вопросом».
Одной из основных тем обсуждения стала подготовка РГГУ к самоаттестации. Проректор РГГУ по учебной работе, директор ИАИ А.Б. Безбородов в своем докладе подчеркнул, что подготовка проходит в не совсем обычных условиях, поскольку параллельно в РГГУ проводится оптимизация штатного расписания и меняются некоторые структурные подходы к развитию вуза. Особая благодарность за проделанную работу была высказана руководителям рабочей группы Е.А. Антоновой и С.А. Гусовой. Безбородов сообщил, что на данное время Институт экономики, управления и права готов к предоставлению отчетов о самообследовании на 90%, Институт информационных наук и технологий безопасности – на 90%, Историко-архивный институт – на 80%, другие институты и факультеты проявляют определенное отставание.
Говоря об учебных планах, Безбородов отметил: «Невозможно всю жизнь полагаться на ситуацию, когда ректор университета будет единственным координатором взаимодействия учебно-методических структур и факультетов, это ненормально. В этой связи наши структуры, отвечающие за взаимодействие с факультетом по работе с учебными пятилетними планами, должны приложить дополнительные усилия, чтобы снимать возникающее порой взаимное удивление. К тому же, следует наладить взаимопонимание с методическим управлением РГГУ, куда пока не поступили учебно-методические комплексы к основным образовательным программам».
По данным А.Б. Безбородова, особая ситуация сложилась с методическим обеспечением учебных программ и учебного процесса в целом в университетской магистратуре. «Потребовался дополнительный документ в виде распоряжения ректора о подготовке к аккредитации магистратуры. Руководству рекомендовано в кратчайшие сроки подготовить положение о магистерской практике, положение о научно-исследовательской работе и еще целый ряд положений. Анализ основных образовательных программ и в этой системе должен быть проведен в кратчайшие сроки, в первой половине ноября его надо заканчивать».
Безбородов отметил важность анализа курсовых работ, осуществленного рабочей группой, и высказал предложение сходным образом проанализировать дипломные работы, поскольку на это, как правило, обращают внимание проверяющие органы. Также он указал руководителю факультета документоведения и технотронных архивов Г.Н. Ланскому на необходимость заняться состоянием дел с номенклатурами на разных уровнях. По мнению Безбородова, основу учебного процеса должен составлять электронный документооборот, поскольку это поможет находить самых лучших студентов и приглашать их для обучения в РГГУ.
«Любая аккредитация любого вуза требует четкого, налаженного взаимодействия и взаимоконтроля управленческих структур, имеющих отношение напрямую к учебному, научно-исследовательскому и научному процессу, и подразделений, которые работают в рамках институтов и факультетов вуза, - сделал вывод Безбородов. - Рано или поздно такой координационный центр придется создавать, либо координирующая группа может функционировать в самом учебном управлении. Это же относится и к методической работе РГГУ – здесь тоже есть что менять».
Проректор РГГУ по учебной работе, директор ИЭУП Н.И. Архипова напомнила присутствующим, что координационная группа по-прежнему ожидает сдачи самоотчетов по основным образовательным программам – по бакалавриату, специалитету и магистратуре. «Мы все сосредоточились на бакалавриате, а на самом деле, в первую очередь будет проверяться специалитет как программа, по которой у нас был выпуск, - сказала Надежда Ивановна. - Аккредитация проводится, прежде всего, по основным образовательным программам, и если какая-то из них не будет аккредитована, она может прекратить свое существование. Необходимо установить конкретный срок предоставления этих самоотчетов, после чего мы еще раз проведем совещание деканов и руководителей образовательных программ. И еще: в последнее время документы, которые готовят наши деканаты, грешат большим количеством недочетов и, иногда, ошибок. Плюс с 1 сентября вступил в силу новый Закон об образовании. Поэтому была организована рабочая группа, которая подготовила новый пакет документов, которые касаются учебного процесса. После того, как пакет будет утвержден ректором, с помощью нашей лаборатории он будет введен в компьютеры всех деканатов».
Е.И. Пивовар поддержал Н.И. Архипову и призвал директоров и деканов не доводить дело до того, что какая-то программа, факультет или институт не будут аккредитованы. «Нам и в этом году пришлось бороться за места, а тот, у кого не будет аккредитации, их не получит на автомате, - подчеркнул ректор. - Не получит места – не получит субсидии, а значит, не будет денег на оплату труда преподавателей. То, что озвучил Александр Борисович, показывает, что формально, с позиций людей, которые будут это замерять, может показаться, что некоторые институты у нас работают не слишком эффективно, и чтобы доказать обратное, нужно использовать именно предложенные схемы и параметры. Призываю вас отнестись к вопросу со всей серьезностью, и давайте решать его сообща.». Утвержденный срок завершения этой работы - 1 ноября.
Также на заседании было заслушано выступление директора ГИПК М.Н. Дарвина, посвященное отчету о работе Ученого совета РГГУ в 2012 / 2013 учебном году и план работы Ученого совета на 2013 / 2014 учебный год. В соответствии с планом, в 2013 / 2014 учебном году будет проведено 9 очередных заседаний, 2 из которых уже состоялись, и одна конференция на тему заключения коллективного договора между РГГУ и трудовым коллективом университета на 2013 - 2016 годы. В декабре предполагается обсудить утверждение бюджета РГГУ на 2014 год, в январе - утвердить правила приема в РГГУ на 2014 год, а также правила приема в Гуманитарный колледж, в феврале - рассмотреть вопрос о подготовке Седьмых Гуманитарных чтений и о результатах мониторинга деятельности диссертационных советов, проводимого Департаментом аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки совместно с Центром информационных технологий и систем органов исполнительной власти, в марте – утвердить заключение Ученого совета РГГУ по итогам самообследования, в апреле - рассмотреть научную деятельность РГГУ и итоги Седьмых Гуманитарных чтений, в мае – вопрос о готовности к аккредитации РГГУ и о международных инновационных проектах, в июне намечено обсуждение прохождения процедуры комплексной оценки деятельности вуза и рассмотрение итогов учебного года.
Е.И. Пивовар добавил, что в этом году, скорее всего, необходимо будет собрать совместное заседание Ученого и Наблюдательного советов для определения дальнейшей стратеги развития РГГУ. Кроме того, достаточно важно проанализировать место и роль РГГУ в общей системе российских гуманитарных вузов, а также довести до конца работу по созданию Ассоциации работодателей в гуманитарной сфере.
Помимо прочего, ректор призвал укреплять направление магистратуры: «У нас примерно 400 магистрантов – в два раза меньше, чем аспирантов, а количество проблем, которые мы никак не можем решить, просто зашкаливает. Видимо, тут есть одна генетическая причина: магистратура была оторвана от учебных структур, она же была подчинена исторически научным подразделениям. Я прошу всех принять это во внимание, потому что получается, что мы претендуем на то, чтобы быть вузом, в котором магистратура развивалась чуть ли не как головное направление».
Также на заседании Ученого совета был утвержден состав Итоговой государственной аттестационной комиссии среднего профессионального образования по специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение» на 2014 год; утверждены очередные темы дисертаций; объявлено о завершении работы по проектам в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 2009-2013», в Институте информационных наук и технологий безопасности предполагается сократить количество кафедр с 10 до 6, а также оптимизировать Институт восточных культур и античности, на базе Учебно-научных центров которого может быть создан Отдел научных исследований. На окончательное утверждение Е.И. Пивовару был передан стратегический план подготовки к вступительной экзаменационной сессии.