РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Взгляд на Пушкинский музей глазами студентки РГГУ
17.07.2023

Взгляд на Пушкинский музей глазами студентки РГГУ

Музей - временная капсула, кропотливо созданная и бережно хранимая, деблокирует доступ для соприкосновения с великим, для соприкосновения с настоящими чувствами.


Коммуникация - общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи др. знаковых систем).*
*Большой энциклопедический словарь

Я считаю, что искусство - глубокая коммуникация, она происходит без слов, на уровне чувств и мыслей. Зритель может заглянуть в голову к автору не взирая на свой социальный статус, возраст, национальность. Язык картин - это язык мира, доступный каждому. Благодаря художественному искусству открывается возможность ощутить время, понять, что видели люди до нашего рождения, какой был быт и во что верило общество. Все переживания фиксируются рукой художника и передаются наследникам Земли в качестве чувственной иллюстраций к нашей истории.

Импрессионизм
Цвет, свет, силуэт

Импрессионизм - исключительно важный, самый мощный переворот в истории искусства. В своё время именно импрессионизм открыл свет и цвет, отказался от черного цвета и осуществил живописную революцию. Но почему именно он?

Начнём с самого начала

Во все времена картины создавались преимущественно в мастерских. Мольберт был громоздким приспособлением, освещение создавалось свечами, а краски делались прямо в мастерской из разных порошков и жидкостей. Краски накладывались слоями, художнику приходилось ждать около суток, когда просохнет слой или цвет, чтобы приступить к другому, поэтому создавались картины, особенно большие, по 5-6 лет, в течение которых художнику нужно было на что-то жить. Процесс создания картин был настолько сложен и трудоемок, что любой художник был привязан к своей мастерской. Если требовалось изобразить природу, художник делал набросок с натур, а потом переносил на картину, раскрашивая по памяти.

Ещё один важный момент. Воображая творческий процесс художника в средние века, как правило, мы представляем романтичного человека в накидке, с беретом, которому позирует красавица, а он пишет её изображение с натуры. Но на самом деле всё очень более прозаично: во-первых, красавица или её родственники заплатили за картину и уже на этом этапе чётко определили, что они хотят в ней видеть: каким будет платье, окружение, свет (никакой романтики или полёта фантазии художника), а во-вторых, начиная с 17 века большинство художников использовали особое приспособление, которое называлось "камера-обскура". Оно представляло собой тёмную коробку, в которой находился художник с мольбертом, в стене коробки была маленькая дырочка, модель художника вставала перед этим отверстием в позу, сзади устанавливался источник света и таким образом её изображение проецировалось вверх ногами на холст, служивший своеобразным экраном. Изображение было расплывчатое, но этого было достаточно, чтобы срисовать модель. Такая схема!

в 1667 году в мире состоялась первая выставка картин, до этого времени именно заказчики определяли стиль и живопись работ. Выставки проходили тогда один раз в год, но благодаря им у художников разблокировалась возможность фантазировать на холсте. Фактически это был первый маркетплэйс для искусства. Однако, для участия в выставке нужно быть членом Академии Художеств и только академики решали, кто достоин известности, а кто нет. Картины, размещенные на выставке, играли роль рекламного баннера, привлекающего трафик к мастерской.

Такая монопольная власть отбора привела к кумовству, интригам и коррупциям. Академики сидели в своих креслах до самой старости, не принимали ничего нового и все больше скатывались к консерватизму. Постепенно парижская салонная академия стала бастионом академизма, относившаяся с брезгливостью к любым вольностям и экспериментам. Более того, любые нестандартные решения безжалостно отбраковывались и на такие картины ставился специальный штамп "Отказано". От таких картин отказывались даже сами заказчики, требуя вернуть деньги. Вполне вероятно, что за 200 лет академия уничтожила сотни Моне, Пикассо и Ренуаров, о которых мы уже никогда не узнаем. Но через 200 лет, в начале 19 века начинается промышленная революция, изменившая мир до неузнаваемости, в том числе и консервативный мир искусства, хотя сопротивляется он до последнего. Промышленная революция открывает множество новшеств для живописи, совершенно невероятных и неведомых до этого момента. И, как обычно это бывает, кто-то пытается их запретить, а кто-то с воодушевлением начинает их использовать, пытаясь изменить мир вокруг себя. Между первыми и вторыми закономерно возникает противостояние. Речь идет об академиках и импрессионистах. Но пока их, конечно, никто не называет импрессионистами, это всего лишь кучка молодых художников экспериментаторов, которые вскоре вступят в жестокую схватку с академизмом и останутся в истории, как семеро великих.

*С полной версией лонгрида Елизаветы Топаловой, студентки 1 курса направления медиакоммуникаций, Вы можете ознакомиться по ссылке: http://lizatopalova.tilda.ws/longread

Текст: Лиза Топалова
Фото: Лиза Топалова