По словам Михаила Эпштейна, сейчас стоит говорить не просто о «кризисе в гуманитарных науках», а о «кризисе гуманитарных наук».
В рамках семинара "Проспективные модели историописания" кафедры теории и истории гуманитарного знания ИФИ РГГУ 4 апреля в РГГУ состоялась лекция Михаила Эпштейна под названием "Гуманитарные науки: время кризиса и обновления", в которой он рассказал о судьбе гуманитарных наук в XXI веке. В рамках лекции он также предложил пути выхода из кризиса и продемонстрировал набор трансформативных практик для каждой сферы гуманитарного знания.
Только на прошлой неделе в РГГУ завершились «Гуманитарные чтения», на которых обсуждались проблемы гуманитарного сообщества и предлагались способы их решения. А теперь слушатели получили возможность познакомиться с мнением по этой теме знаменитого философа, культуролога и литературоведа, заслуженного профессора теории культуры и русской литературы университета Эмори (Атланта, США) – Михаила Эпштейна, автора книги «The Transformative Humanities: A Manifesto», который несколько месяцев назад возглавил Центр обновления гуманитарных наук (The Centre for Humanities Innovation) в Даремском университете (Англия).
Основываясь на этой работе, а также исходя из состояния гуманитарных наук в американской университетской системе, в своей лекции он рассказал о судьбе гуманитарных наук в XXI веке, о постигшем их кризисе и о возможных путях выхода из него.
По словам Михаила Эпштейна, сейчас стоит говорить не просто о «кризисе в гуманитарных науках», а о «кризисе гуманитарных наук». Об этом свидетельствует не только сокращение числа студентов, преподавателей, но и списка самих гуманитарных наук, часть которых уже относится к другим сферам знания.
Но прежде чем винить во всех бедах рынок труда и экономический кризис, он предлагает обратить внимание на самих себя и подумать, может быть, дело в самих гуманитарных науках, которые отвернулись от общества. Замкнувшись на себе, они оказались настолько оторваны от своего предмета, как если бы ботаника оказалась без садоводства.
По мнению Михаила Эпштейна, гуманитарным наукам необходимо обзавестись собственными механизмами воздействия на культуру, нужно выработать практические трансформативные надстройки, которые установят связь между наукой и ее предметом, какие есть у социальных и естественных сфер знания. Такими трансформативными практиками должны стать так называемые гуманитарные технологии.
Далее Михаил Эпштейн предложил собственные трансформативные практики для каждой сферы гуманитарных наук. Для литературоведения – это должен стать литературный манифест как жанр трансформативного литературоведения, переходящий в «литературоводство», которое будет подразумевать проективную деятельность: обоснование новых жанров, направлений и приемов.
В лингвистике – это «транслингвистика» или «лингводизайн». В качестве примеров такой деятельности Михаил Эпштейн привел собственную книгу «PreDictionary» - проективный словарь, состоящий из тех слов, которых еще нет в языке, но которые могли бы быть. Впрочем, множество примеров новых, сконструированных им терминов, он продемонстрировал и в своей лекции.
А философии в качестве перехода от теоретической деятельности к практической следует перестать мыслить в рамках одного мира и начать мыслить мирами, создавать новые миры. И стать «технософией», т.е. «теоретически мыслить первоначала и практически учреждать их в альтернативных виртуальных мирах», в том числе с помощью компьютерного программирования.
Гуманитарное изобретательство, по мнению Михаила Эпштейна, должно занять достойное место в университете. И главную задачу научных учреждений он определяет не как исследование, а как «мыслезаниение», то есть интеллектуальную деятельность познания и мышления и производство новых понятий и идей, которые могут быть использованы для развития цивилизации.
В заключение он сказал несколько слов о Центре обновления гуманитарных наук (The Centre for Humanities Innovation), а также о сайте центра - http://www.dur.ac.uk/chi/, где разрабатываются нетрадиционные жанры академического письма и новые способы обмена идеями в научной среде, а также словарь новых терминов и концептов.
Отметив, что предложенная им парадигмальная революция в гуманитарном мышлении невозможна внутри существующих отделений, а только в формате центров, которые бы активизировали и инициировали процессы обновления, он высказал надежду, что когда-нибудь подобный центр будет создан в РГГУ.
Сергеенко Маргарита