Книги подготовлены по заказу РЖД коллективом авторов под руководством ректора РГГУ, чл.-корр. РАН Е. И. Пивовара.
В конце 2012 года Издательский Дом Мещерякова выпустил две книги, посвященные 175-летнему юбилею отечественных железных дорог: «История железнодорожного транспорта России, XIX – XXI вв.» и «175 лет железным дорогам России. События. Люди. Факты». Они подготовлены по заказу ОАО «Российские железные дороги» коллективом авторов под руководством ректора РГГУ, чл.-корр. РАН Е. И. Пивовара. В состав коллектива вошли ведущие специалисты-историки РГГУ и Института российской истории РАН: доктора исторических наук Т. Г. Архипова, Ю. П. Бокарев, А. А. Киличенков, И. В. Курукин, М. Ю. Мухин, А. С. Сенин, А. К. Соколов. Отдельные главы подготовлены научным сотрудником ИРИ РАН С. В. Калмыковым и аспиранткой РГГУ Д. С. Галиевой.
Трудно переоценить роль железнодорожного транспорта в истории российского государства. Освоение новых территорий; промышленный переворот и индустриализация России; стремительный рост городов; развитие науки и образования; развитие общей культуры населения; повышение его мобильности были бы невозможны без создания современной инфраструктуры. А ее основой в нашей стране на протяжении последних полутора веков были и остаются железные дороги. Отечественный железнодорожный транспорт является частью европейской и азиатской транспортных систем. Он стал движущей силой интеграции на всем пространстве дорог с колеей 1520 мм.
В фундаментальном исследовании «История железнодорожного транспорта России, XIX – XXI вв.» (77,28 печ. л.) проанализированы важнейшие этапы развития железнодорожного транспорта, его вклад в социально-экономическое развитие страны и укрепление его обороноспособности. Изучен ход строительства основных железнодорожных магистралей. Исследованы проблемы экономики и эксплуатации железных дорог, состояние подвижного состава, путевого хозяйства, становление и развитие железнодорожного машиностроения. Подробно рассмотрена реформа железнодорожного транспорта на рубеже XX – XXI вв.
Впервые в отечественной историографии затронуты такие темы как роль транспорта в геополитических расчетах российского правительства, транспортная доступность регионов, дискуссии о месте частных и казенных железных дорог в народном хозяйстве, механизм финансирования железнодорожного строительства, влияние транспорта на процессы социально-экономической модернизации России. Подробно показана роль железнодорожного сообщения в годы Первой мировой войны, всесторонне проанализировано состояние железных дорог между двумя революциями 1917 года; исследована новая экономическая политика на транспорте после окончания Гражданской войны. Впервые дана характеристика системы железнодорожной администрации от Департамента железных дорог Главного управления путей сообщения до ОАО «РЖД».
Книга «175 лет железным дорогам России. События. Люди. Факты» представляет собой иллюстрированный альбом с основательной исторической частью. В книге множество редких фотографий, репродукции известных работ российских художников В. Г. Перова, К. А. Савицкого, В. А. Тропинина, А. Пецольда и др.
Президент ОАО «РЖД» В. И. Якунин во вступительном слове к изданию высоко отозвался о работе авторского коллектива, которому удалось «достоверно отразить пройденный железнодорожниками путь».
В настоящее время сотрудничество ученых РГГУ и ИРИ РАН с ОАО «РЖД» продолжается. Коллектив авторов работает над исторической частью «Атласа железных дорог», приуроченного к 10-летнему юбилею ОАО «РЖД».