РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Отчет о встрече участников постоянно действующего научного семинара «Фантастическое в популярной культуре» 28 января
08.02.2023

Отчет о встрече участников постоянно действующего научного семинара «Фантастическое в популярной культуре» 28 января

Что такое «биоэкзорцизм» и как сконструировать загробный мир: на семинаре «Фантастическое в популярной культуре» обсудили раннее творчество Тима Бёртона.


Первая в 2023 г. встреча участников постоянно действующего научного семинара «Фантастическое в популярной культуре» стала своего рода продолжением круглого стола «Странные сказки 1980-х», состоявшегося на факультете культурологии 24 декабря. В 1980-е началась самостоятельная кинокарьера Тима Бёртона, чрезвычайно яркой фигуры, чьи киноработы – «Эдвард Руки-Ножницы», «Сонная Лощина», «Чарли и шоколадная фабрика», «Алиса в стране чудес» и множество других – отмечены неповторимым авторским стилем. К семинару его участникам было предложено ознакомиться с двумя исследовательскими работами – главой из коллективной монографии под названием «Tim Burton and the Idea of Fairy Tales» Брайана Рэя и статьей Анны Демшиной «Игры с архетипами в современном искусстве: интерпретации образа Арлекина в творчестве Тима Бертона».


28 января участники семинара стали слушателями доклада магистрантки факультета культурологии РГГУ Анны Семенюк под названием «Биоэкзорцизм качественно и недорого: Анализ фэнтези-комедии "Битлджус" (1988)». В докладе, посвященном второму самостоятельному проекту Бёртона, разбирались и ранний этап творчества Бёртона, и сюжет «Битлджуса», и особенности визуальных решений в этой эксцентричной истории, балансирующей между жанрами фэнтези, хоррора и комедии. По завершении доклада началось обсуждение, в ходе которого были затронуты такие сюжеты, как трансформация сказочных коллизий и персонажей в пространстве фильмов Бёртона, отсылки к литературе XIX века и параллели с современными Бёртону произведениями популярной культуры (в том числе возможную перекличку между фильмом «Марс атакует!» и аниме «Гиперпространственная крепость Макросс», которое начало выходить примерно на 10 лет раньше»). Большой интерес вызвал образ загробного мира, представленный в «Битлджусе» – с его довольно новаторским на момент премьеры уподоблением места, куда попадают души недавно скончавшихся бюрократической конторе и отказом от стандартного деления «того света» на Рай и Ад.


Завершился семинар возобновленной рубрикой, в которой участники семинара знакомят друг друга со ссылками на сайты с доступной на легальной основе исследовательской литературой и потенциально интересными материалами. На сей раз ведущая семинара АлександраТарасова рассказала о коллективной монографии 2010 г. «Fairy Tale Films: Visions of Ambiguity», выложенной в открытый доступ на сайте jstor.org.