РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




В РГГУ прошла VII Международная научная конференция «Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: диалог культур, традиция и современность»
12.01.2023

В РГГУ прошла VII Международная научная конференция «Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: диалог культур, традиция и современность»

В Российском государственном гуманитарном университете 26-27 декабря 2022 года в режиме он-лайн в программе ZOOM прошла VII Международная научная конференция «Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: диалог культур, традиция и современность». Мероприятие было организовано факультетом истории искусства РГГУ (кафедра теории и истории искусства) совместно с Московской Духовной Академией (кафедра истории и теории церковного искусства).


С приветствием и вступительным словом к участникам конференции обратились декан факультета истории искусства проф. Колотаев В.А., зам декана факультета истории искусства по научной работе Марков А.В.

В течение двух дней работы конференции было заслушано более 30 докладов исследователей из России, Армении, Сирии и Южной Осетии. Модераторами на заседаниях конференции выступали и.о. зав. кафедрой теории и истории искусства, доцент Швец Э. Г., доценты кафедры теории и истории искусства факультета истории искусства РГГУ Хрипкова Е.А., Пивень М. Г. и зав. кафедрой теории и истории церковного искусства Московской Духовной Академии, доцент ФИИ РГГУ Квливидзе Н.В.

Конференция была посвящена рассмотрению развития религиозного искусства Востока и Запада в достаточно широком интервале времени (от раннехристианской эпохи до творчества современных мастеров), при этом довольно много внимания было уделено рассмотрению иконографической проблематики, вопросам сохранности и стилистическому анализу памятников на материалах русского, армянского, сирийского, византийского и западноевропейского религиозного искусства. Целью форума было собрание и совместная, взаимно обогащающая работа специалистов, занимающихся вопросами стиля и иконографии религиозного искусства различных географических и временных периодов.

К античной традиции представления и интерпретации образов льва и вепря обратилась в своем докладе доцент каф. теории и истории искусства Кифишина О.А., доклад Кузьминовой А.Л. (МДА, магистрант, научн. рук. Квливидзе Н.В., МДА, Сергиев Посад, ФИИ РГГУ, Москва, Россия) был посвящен анализу интерпретаций иконографической программы фресок церкви Дура-Европос (Сирия), Багинская Е. Н. (Российский центр науки и культуры в Сирии, Дамаск, Сирийская Арабская Республика) представила иконографическую программу росписей XIII в. в церкви святого пророка Илии в Сеиднайе (Сирия) и рассказала об их исследованиях, Манукян С.С. (Ереванский Государственный Университет, Национальная Академия наук, Институт искусств, Республика Армения), посвятила свой доклад раннехристианским рукописям Армении. О жизни и творчестве иконописца Григория Круга, его монументальных росписях в Казанском скиту в Муазне-ле-Гран недалеко от Парижа, созданных в конце 60-х годов двадцатого века рассказала заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института святого апостола Андрея И. К. Языкова, работам современных художников-иконописцев Екатеринбурга, представлению их творчества зарубежом был посвящен доклад Косякиной Ю.Л. (Южно-Уральский государственный университет, Челябинск). Зам. декана по учебной работе ФИИ РГГУ, проф. Марков А.В. в своем выступлении рассмотрел творчество русского философа Бибихина, его взгляды и особенности его богословия на основе его дневников.

Вопросам репрезентации религиозной темы в кинематографе были посвящены доклады доцента Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета (ПСТГУ) Тинатин До Егито и Кузьменко А. В. (ВГТРК телеканал "Россия-24").

Роли, функциям и трансформации символики синего цвета на протяжении эпох было посвящено выступление проф. Дружинкиной Н.Г. (Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Санкт-Петербург).

Вопросы изучения и реставрации каменных храмов средневековой Норвегии рассмотрела в своем выступлении Чемезова К.Е. (художественная галерея One’s Mind, Санкт-Петербург), концепции идеального храма эпохи Возрождения, вопросам архитектурной теории и графики XV-XVI вв. был посвящен доклад Мороз Т.В. Образовательное пространство Doctrina et Nobiles, Санкт-Петербург).

Квливидзе Н. В. познакомила участников конференции с особенностями иконографической программы и проблематикой исследования цикла акафиста в алтарной росписи Маркова монастыря в Македонии XIV в.

В докладе М.Г. Пивень (ФИИ РГГУ, Московская Духовная Академия) были рассмотрены особенности репрезентации образов ветхозаветных патриархов и пророков в иллюстрациях «Хроники Креспи» и близких к ней рукописях, их иконографические связи и вопросы генезиса образов.

Вопросы взаимных влияний византийских и западных традиций были особенно акцентированы в выступлениях Голубевой И.В. (Российский Институт Истории Искусств, соискатель, Санкт-Петербург), магистрантов ФИИ РГГУ Бастрикиной Е.С. и Матвеевой Е.В, Симакиной М.А. Следует отметить, что большая часть представленных докладов касалась иконографических и стилистических исследований, выполненных на материалах византийского, сирийского, и западноевропейского монументального искусства и рукописной книги (Квливидзе Н. В., Пивень М.Г., Рогов М.А., Багинская Е. Н., Исмаилова О.В., Казак О.Б., Бастрикина Е.С., Голубева И.В, Федоров К.Д., Зубренко И.М., Немова О.В. и др.).

Иконографической программе процессионного креста из сокровищницы церкви Девы Марии в Люскирхене в Кельне был посвящен доклад Сычевой Ю.А. ( исторический факультет МГУ, ГИИ, Москва). Репрезентация мариологического цикла в шпалерах собора Реймса и влияние на их иконографическую программу религиозно-политической ситуации были рассмотрены в докладе Шаповаловой Е.В. (Учебно-научный центр изучения религий РГГУ, Москва). Плиева Маргарита Георгиевна (Фонд Культуры им. Григория Котаева, Цхинвал, Южная Осетия) познакомила участников конференции с биографией и творчеством осетинского художника Алана Калманова.

В работе конференции приняли активное участие преподаватели факультета истории искусства и других подразделений РГГУ, преподаватели Московской Духовной Академии, представители вузовской и академической науки России и иностранных государств, выпускники и студенты ФИИ РГГУ.

В процессе работы конференции докладчиками был продемонстрирован оригинальный исследовательский материал, позволяющий углубить и расширить представления по различным вопросам, вошедшим в довольно широкую проблематику конференции.

Представленные доклады активно обсуждались участниками и слушателями конференции, вызывали большое количество вопросов и оживленные дискуссии.