РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Образы и герои отечественного новогоднего кинематографа - состоялось очередное заседание СНО #RGGUTRIPLAB
20.12.2022

Образы и герои отечественного новогоднего кинематографа - состоялось очередное заседание СНО #RGGUTRIPLAB


Состоялось заключительное в этом году, зимнее заседание СНО # RGGUTRIPLAB - Лаборатория Путешествий, посвящённое исследованию складывания образов героев отечественного новогоднего кинематографа. 

Докладчиком выступила студентка 3-го курса направления "История" Алиса Даниленко, которая провела подробный контент-анализ различных новогодних фильмов, выявила основы сюжетов и детально разобрала образы персонажей, которые являются главными героями. Зафиксировав особенности различных персонажей разных новогодних фильмов, докладчик перешла к сравнению их друг с другом и сделала выводы об образах новогодних персонажей различных эпох. Так, например, героиня Янины Жеймо из "Золушки" 1947 г. не могла быть тихой и покорной девушкой, зритель бы попросту не понял такой образ. Для людей послевоенного времени «покорность воле судьбы» была чужда. Герои тех лет были наполнены политически-идеологическим контекстом, а в характерах персонажей был обязательно героизм, мужество и храбрость. 
В период Оттепели происходят глобальные изменения в сторону большего лиризма и очеловечения героев кино, и тем интереснее было конструирование идеального, но человечного образа Леночки Крыловой из "Карнавальной ночи", в то время как главная героиня "Девчат" Тося Кислицина — это не человек, а мифологема, собирательный образ комсомольца. 



После приведенного анализа отчественного кинематографа, докладчик снова пришла к мысли, что за новогодним, праздничным антуражем фильмов зачастую стоит сложный образ персонажа, который отражает обычного человека и обличает все трудности своего времени. Персонажи большинства новогодних фильмов разных жанров и разных эпох имеют одно определённое сходство – они все являются легко узнаваемыми культурными героями своего времени. Т.о. новый визуальный поворот в истории изучения кинематографа позволяет по-новому взглянуть на анализ советской повседневности через формирование узнаваемых образов. 

После доклада развернулась активная дискуссия, присутствующие спорили о героях и антигероях многих фильмов, искали сходства и различия между фильмами периода "застоя" и современности, искали общие типологические формы у героев фильмов Э. Рязанова, И. Гончарова и русскими народными сказками. 
В целом, заседание прошло в уютной предновогодней атмосфере, участники поблагодарили друг друга за дискуссию, обещали обменяться найденными научными работами и продолжать исследования дальше!